Время новостей
     N°174, 24 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2010
Милиция с человеческим лицом
Президент поручил доработать закон "О полиции"
Дмитрий Медведев вчера на совещании в Горках подвел итоги общественного обсуждения закона «О полиции». Поскольку текст будущего закона был выложен в Интернете, граждане могли не только сказать «да» или «нет», но и предложить власти внести в него конкретные коррективы. Вчера свои предложения, которые, без сомнения, будут учтены в будущем законе, озвучил и сам г-н Медведев. Он поручил доработать закон в двухнедельный срок.

Открывая заседание, он отметил, что за месяц обсуждения документа в Сети (с 7 августа по 15 сентября) поступило 33 тыс. откликов. «Значит, людям не все равно. Значит, для них важно, как будут защищаться их права», -- констатировал г-н Медведев.

Как отметил президент, актуальной проблемой является закрытость МВД и отсутствие каналов обратной связи с гражданами. «Номер «02» известен всем, но нужен общедоступный телефон, чтобы люди могли сообщать в вышестоящие инстанции о бездействии полиции или о нарушении их прав со стороны сотрудников полиции», -- сказал глава государства. После этого он дал поручение правительству, МВД и Минкомсвязи проработать вопрос создания единого call-центра, куда граждане могли бы круглосуточно обращаться с жалобами. Причем звонки из любой точки России в этот call-центр, по задумке президента, должны быть бесплатными.

Кроме того, глава государства потребовал снабдить патрульных и участковых полицейских индивидуальными жетонами. Г-н Медведев отметил, что часто конфликтные ситуации возникают, «когда сотрудник милиции подходит, требует документы, а в ответ граждане иногда в корректной форме, иногда в достаточно жесткой форме требуют от сотрудника представиться, но сотрудники представляются так, как им нравится».

Другой зарубежной нормой, которую следует перенять нашим полицейским, является зачитывание задерживаемым их прав. Речь идет о том, что в США называют «правилом Миранды». Это хорошо известная по криминальным фильмам формула: «Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Понимаете ли вы суть всего сказанного?». Нечто подобное, по мнению президента, должны будут зачитывать при задержаниях и российские копы: "Я думаю, что нужно нам ввести такое правило. Пусть будет, пусть объясняют гражданам права при задержании. Не убудет от сотрудника полиции, да и лишний раз это услышать никому не помешает».

Однако из американских фильмов известно не только то, что полицейские обязаны зачитывать преступникам их права, но и то, что задержанные имеют право на один телефонный звонок. Эта норма, считает г-н Медведев, также должна перекочевать в Россию, хотя с ней и связаны определенные риски.

Не забыл президент и о социальных гарантиях для полицейских. Они будут прописаны в отдельном законе, который вступит в силу в 2012 году. С начала 2012 года, как сказал Медведев, лейтенант полиции будет получать не менее 33 тыс. рублей в месяц.

Озвученные вчера предложения, которые, как предполагается, должны быть отражены в законе "О полиции", могут вызвать немало вопросов. Часть из них принципиально новыми не являются и содержатся в действующих законах или нормативных актах. Кроме того, некоторые предложенные новшества, на первый взгляд, не очень согласуются с положениями других законов.

Так, например, не очень ясно, как будет действовать call-центр, куда можно будет жаловаться на полицейских. По общедоступному «02» до сих также обязаны принимать любые сигналы круглосуточно и соединять, в том числе, и со службой собственной безопасности МВД. Чем принципиально будет отличаться call-центр и чем сможет помочь людям, непонятно.

Снабжение всех полицейских жетонами, на манер американских «копов», в принципе, может сделать наших более «узнаваемыми», но проблему вряд ли решит. Так, норма представляться при общении с гражданами является частью и ныне действующих милицейских уставов. В Уставе патрульно-постовой службы милиции сказано, что «сотрудник подразделения ППСМ в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство». Также в уставе сказано: «Патрульный (постовой) милиционер при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свои должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения» (п.п.226, 227 Устава).

Однако в законопроекте есть некая «уловка» -- сказано, что «сотрудник полиции, обращаясь к гражданину ... обязан предъявить служебное удостоверение, кроме случаев, когда такое предъявление невозможно либо неуместно». При этом понятие «неуместность» юридическим термином не является и, таким образом, может толковаться свободно. Жетон на форме полицейского, возможно, заполнит этот пробел. Но ведь жетон легко можно прикрыть лацканом или плащем.

Требование полицейских, как в США, зачитывать права задержанных по «правилу Миранды», вызывает еще больше вопросов. Дело в том, что задержанным и сейчас милиционеры обязаны разъяснять их права, причем более подробно. Так, ст.92 УПК гласит, что с момента доставления подозреваемого в орган дознания в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что все права этому лицу разъяснены. Подозреваемый имеет право: знать, в чем его подозревают и получить копии протоколов; давать объяснения и показания или отказаться от этого; пользоваться помощью защитника; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке; пользоваться услугами переводчика бесплатно; знакомиться с протоколами следственных действий; приносить жалобы; защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законом. Если все это переводить в устную форму, придется заучивать довольно объемный текст. Если что-то упустить, это может быть расценено как умаление прав задержанного.

Кроме того, возникают разночтения с понятием "задержание". Помимо подозреваемых в совершении уголовных преступлений в милицию попадают за административные правонарушения, для установления личности, задерживают также беспризорников, психически больных. Понятно, что спектр их прав будет отличаться от тех лиц, кого подозревают в совершении уголовных преступлений. КоАП разделяет в этом смысле "доставление" и "задержание". При этом «доставляемому» не должны разъяснять вообще никаких прав, а задержанному -- обязаны.

А действующий закон «О милиции» говорит, что милиционеры обязаны во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина «разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности». Кроме того, «милиция предоставляет возможность задержанным реализовать установленное законом право на юридическую помощь».

Также неоднозначна норма о праве задержанного на один звонок. Действующее законодательство обязывает милиционеров сообщать по желанию задержанного об этом факте его родственникам, либо по месту работы или учебы. Правозащитники настаивали на том, чтобы дать право на телефонный звонок, так как их проверки нередко показывают: в протоколах о задержании всегда стоит отметка о том, что задержанный от такого права отказался. Правозащитники сомневаются, что милиционеры честно относятся к этой обязанности. Но если кто-то из них нарушает это гражданское право сейчас, ничто не помешает им таким же образом воспрепятствовать и телефонному звонку. Более того, в случае задержания по подозрению в совершении уголовного преступления, согласно УПК (ст.96) следователи и дознаватели просто обязаны сделать уведомление или же предоставить такую возможность самому задержанному. Правда, есть исключение -- «при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания».

Таким образом, даже если в законе «О полиции» появится право на звонок, это исключение все равно останется в силе, так как УПК имеет большую юридическую силу. КоАП также предусматривает обязанность уведомлять о факте о месте нахождения задержанного. Но в случае «доставления» такой обязанности у милиции нет.

Екатерина БУТОРИНА, Артем КОБЗЕВ, Виктор ПАУКОВ
//  читайте тему  //  Реформа силовых ведомств