|
|
N°173, 23 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бесценные условия
«Газпром» и CNPC не спешат договариваться о главном
В ходе начинающегося 26 сентября официального визита президента России Дмитрия Медведева в Китай «Газпром» и CNPC подпишут «Расширенные условия поставок газа в Китай». Как заявил зампред правления российского концерна Александр Медведев по итогам очередного раунда переговоров с вице-президентом китайской корпорации Ван Дунцзинем в Пекине, документ «ляжет в основу будущего контракта». Несмотря на улучшение двусторонних отношений в энергетической сфере (весной стороны не смогли прийти к единому знаменателю), договориться по ключевому вопросу -- о цене газа для Китая -- вновь не удалось. В свою очередь российский вице-премьер, сопредседатель российско-китайского энергодиалога Игорь Сечин сообщил, что в качестве нового дедлайна по преодолению ценовых разногласий установлен июль следующего года.
Тем не менее стороны пока не отказались от идеи запустить поставки трубопроводного газа из России в КНР в 2015 году. Помимо коммерческой встречи в Пекине состоялось очередное заседание совместного координационного комитета «Газпрома» и CNPC, в котором российскую компанию представляет другой зампред -- Александр Ананенков, отвечающий не за маркетинг, а за добычу и транспортировку газа. Комитет не собирался ровно год с тех пор, как в преддверии визита в Китай премьер-министра Владимира Путина парафировал документ по условиям поставок газа. В октябре прошлого года после подписания этого соглашения г-н Путин даже говорил, что китайские партнеры согласовали формулу цены на российский газ с привязкой к стоимости нефти в АТР, а г-н Сечин обещал достичь финальных договоренностей в первом-втором квартале 2010 года.
Сейчас ситуация повторяется, хотя определенные предпосылки для прорыва имелись. Москва находится под давлением со стороны Евросоюза, который на фоне откровенно плохой конъюнктуры на рынке газа пытается диктовать свои правила игры. Неудивительно, что в рамках переговоров с китайскими партнерами вновь всплыл проект газопровода «Алтай», который предполагает транспортировку в КНР 30 млрд кубометров газа с действующих месторождений в Западной Сибири. То есть тех, что являются ресурсной базой для поставок в Европу по действующей газотранспортной системе. Мысль простая -- раз европейцы не торопятся подписывать новые контракты с «Газпромом» и к тому же осложняют деятельность по уже заключенным соглашениям, конкуренция за эту ресурсную базу совсем не помешает.
Проблема, правда, в том, что окупить данный проект можно только в том случае, если Китай будет готов покупать газ по европейским ценам. Иначе можно оказаться в положении Туркменистана, который, выбив из России сверхвыгодные условия продажи своего газа, не отказался от проекта экспорта в КНР по новой трубе и теперь вынужден продавать сырье на границе гораздо дешевле, чем мог бы по прежнему газпромовскому контракту.
Китаю тоже нужны новые источники поставок трубопроводного газа. 40 млрд кубометров среднеазиатского газа и импорт 30--40 млрд кубометров сжиженного природного газа не отвечают стратегическим целям Пекина, который объявил о намерении довести потребление газа к 2020 году до 300 млрд кубометров (в прошлом году объем рынок был 88 млрд кубометров). Потенциал роста собственной добычи в секторе природного газа на сегодня практически исчерпан (чего стоит острое территориальное противостояние с Японией за участок шельфа), а извлечение метана из нетрадиционных источников пока в экспериментальной фазе и не может служить гарантом энергетической безопасности. Но и торопиться Пекин не будет. Необходимость законтрактовать газ в России «завтра» пока не наступила.
Алексей ГРИВАЧ