Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) должен быть модернизирован так же, как и прочие сферы российской экономики. Однако пока процесс идет слишком медленно. Об этом вчера на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики заявил президент Дмитрий Медведев. По итогам заседания стало известно, что на перевооружение армии в ближайшие десять лет государство готово потратить рекордную сумму, даже по советским меркам, когда на подобные траты не скупились.
Встречу с представителями профильных ведомств глава государства начал с упоминания проекта, который в первую очередь ассоциируется с инновациями -- «Сколково». Президент отметил, что несколькими часами ранее
закон о создании данного центра был утвержден Советом Федерации и, стало быть, скоро попадет к нему на подпись. Г-н Медведев поблагодарил всех, кто работал над этим законопроектом, отметив, что они «проявили редкое и оттого приятное единодушие».
Дальше пошел менее приятный разговор о состоянии оборонно-промышленного комплекса страны. Президент напомнил, что большинство крупных предприятий ОПК принадлежат государству. Лишь в прошлом году им выделили 175 млрд руб. на реализацию антикризисных мер. В результате эта отрасль, хотя и показала положительную динамику (прирост порядка 9%), но оказалась и самой затратной. «Я бы хотел, чтобы те деньги, которые мы вкладываем, которые вкладывали в кризисный год и которые будем вкладывать сейчас, простимулировали бы инновационную деятельность, потому как в конечном счете это должно дать кумулятивный эффект», -- сказал президент.
При этом он уверен, что предприятия оборонки должны быть не только потребителями, но и генераторами инноваций. Разработки ОПК «в области новейших медицинских, IT-технологий, космических и ядерных исследований не должны замыкаться внутри отрасли», а должны быть логично вписаны в экономическое развитие страны. Для этого, полагает г-н Медведев, необходимо наладить постоянный диалог и обмен технологиями между военными и гражданскими структурами.
«Пока же ситуация довольно плохая, довольно тяжелая. По целому ряду направлений российский ОПК пока не готов отреагировать на увеличение заказов или финансирования адекватным ростом выпуска высокотехнологичной продукции», -- констатировал глава государства.
«Мы отстаем от индустриально развитых стран и в производительности труда, что неудивительно, и в организации производства, и, к сожалению, в области контроля качества, что боком нам вылезает при военно-техническом сотрудничестве. Приходится оправдываться, вносить коррективы. И отстаем в умении оперативно реагировать на рыночные вызовы. Мы знаем, что зачастую, не везде, конечно, но до сих пор ряд российских научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро занимаются оптимизацией советских разработок», -- обозначил главные болезни оборонной отрасли г-н Медведев.
Чтобы изменить существующую ситуацию, президент дал поручение создать в России ведомство, ответственное за заказ «прорывных исследований» в оборонной сфере. За образец г-н Медведев предложил взять американское агентство DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency, Агентство передовых оборонных исследовательских проектов), заметив, что оно не только успешно зарекомендовало себя в оборонной сфере, но и вывело ряд разработок на открытый рынок.
Глава государства сообщил, что в ближайшее время будут согласованы и приняты госпрограмма вооружения и Федеральная целевая программа развития ОПК на 2011--2020 годы. Средства, выделяемые в рамках этих программ, должны быть пущены на «создание современных высокотехнологичных производств, инновационной инфраструктуры, глубокую модернизацию оборонной промышленности».
Президент поручил министру обороны Анатолию Сердюкову разработать методику, которая позволяла бы понимать, «как идут инновационные исследования, каким образом инновация заходит в оборонку». Г-н Медведев подчеркнул, что правительственные субсидии не должны быть потрачены лишь на выпуск «хорошо всем известных образцов стрелкового оружия».
В свою очередь г-н Сердюков заявил, что для модернизации сферы ОПК необходимо «создавать небольшие динамичные инновационные фирмы с привлечением молодых специалистов, которые через систему грантов и субсидий будут обеспечены достойным финансированием, привлекательными условиями и технически оснащенными рабочими местами». Именно такие фирмы, по мысли министра обороны, будут разрабатывать перспективные образцы вооружения и военной техники. Причем принципы взаимодействия между Минобороны и другими ведомствами (включая Академию наук) должны быть зафиксированы законодательно.
«75% военных технологий могут использоваться в гражданской сфере», -- заявил г-н Сердюков. В качестве примера он привел навигационную систему ГЛОНАСС, изначально создававшуюся для армии. Однако внедрение новых технологий наталкивается на такие проблемы, как «отсутствие системы обмена информацией, слабую защиту объектов интеллектуальной собственности, старение специалистов -- носителей технологий и отток кадров за рубеж». Чтобы решить эти проблемы, по мнению министра, нужно совершенствовать правовую базу, реализовывать межотраслевые проекты, использовать новые инновационные структуры.
Уже после завершения заседания комиссии куратор оборонной промышленности в правительстве, вице-премьер Сергей Иванов рассказал журналистам главное: в течение ближайших десяти лет Россия потратит на госпрограмму вооружений рекордные 22--22,5 трлн руб. "Таких сумм никогда раньше не было, о них только мечтали", -- признал г-н Иванов. По его словам, 19 трлн будет выделено Минобороны, еще порядка 2,5--3 трлн другим силовым структурам, «где предусмотрена воинская или приравненная к ней служба».