Время новостей
     N°173, 23 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.09.2010
Посадка на ощупь
Названы причины аварии пассажирского Ту-204 под Домодедовом
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование причин крушения пассажирского самолета Ту-204, которое произошло недалеко от аэропорта Домодедово 22 марта этого года. Лайнер, выполнявший рейс из Хургады, тогда сел в лес, не долетев до взлетно-посадочной полосы (ВПП). В результате, к счастью, никто не погиб, но сама машина была практически полностью разбита.

Согласно отчету технической комиссии, опубликованному на днях на сайте МАК, в целом подтвердилась первоначальная версия, согласно которой авария стала следствием ошибки пилотирования. По данным экспертов, при заходе на посадку у лайнера отказала вычислительная система управления полетом (ВСУП), которая позволяет экипажу управлять машиной только по одним приборам. При крайне неблагоприятных метеоусловиях, которые в тот день были в Домодедово, пилоты, по мнению специалистов, в такой ситуации были обязаны уйти на запасной аэродром или как минимум на второй круг. Тем не менее экипаж решил все же садиться, действуя фактически вслепую. В итоге, как указано в отчете, летчики занервничали и допустили ряд ошибок, которые и привели к аварии.

Ту-204-100 авиакомпании «Авиастар-Ту» 22 марта выполнял технический (без пассажиров) рейс из Хургады в Москву, и кроме восьми членов экипажа на его борту никого не было. Примерно в 2.35 уже при заходе на посадку самолет внезапно исчез с экранов радаров, как чуть позже выяснилось, совершив посадку в лесополосе в 1,5 км от ВПП. Лайнер прорубил просеку длиной несколько сотен метров, а из его баков вылилось несколько тонн керосина, который по счастливой случайности не воспламенился. Пять членов экипажа, в том числе и оба пилота, получили различные травмы. Сам Ту-204 восстановлению не подлежал -- у него в нескольких местах переломился фюзеляж и оторвалось крыло.

Посадку самолет совершал в сложных условиях -- ночью, при низкой облачности и густом тумане. Тем не менее критическими они не считались, и аэропорт Домодедово в ту ночь работал в штатном режиме благодаря ILS (Instrument Landing System, или курсоглиссадная система) -- радионавигационной системе, которая при помощи радиомаяков помогает пилотам наводить самолет на взлетно-посадочную полосу даже при нулевой видимости. Но почти сразу выяснилось, что у Ту-204-100 при посадке дала сбой ВСУП, которая обеспечивает взаимодействие с наземным оборудованием ILS, в результате чего экипаж был вынужден перейти с автоматического на ручной режим управления. Сама по себе такая ситуация также не считается критической -- пилоты вправе заходить на посадку и таким образом, но лишь при благоприятных погодных условиях. В результате, по мнению специалистов, происшедшее стало следствием сочетания ряда разных факторов -- сложных, но не критических погодных условий, технической (также не критической) неисправности и ошибки при пилотировании при возможном недостаточном уровне подготовки экипажа.

Как следует из отчета, технические неполадки у Ту-204 возникли еще на пути в Хургаду -- этот чартерный рейс выполнялся в ночь на 21 марта. Вскоре после вылета из Домодедово, когда самолет пролетал над Орлом, в кабине экипажа появился запах гари, и пилоты приняли решение вернуться в Домодедово. После возвращения специалисты обследовали самолет и выяснили, что причиной тревоги стала неисправность устройства для обогрева ног командира воздушного судна. После устранения поломки через восемь часов после вынужденной посадки самолет с новым экипажем опять вылетел в Хургаду.

И еще там при посадке, как установили эксперты по результатам расшифровки «черных ящиков», у Ту-204 возникли проблемы с ВСУП. Впрочем, при ясной погоде экипаж без проблем посадил лайнер в аэропорту Хургады. На обратном пути ВСУП работала в штатном режиме, но при заходе на посадку в Домодедово система опять начала давать сбои, периодически отключаясь. По заключению экспертов, командир судна при этом нервничал и был растерян, что негативно отразилось на взаимодействии внутри экипажа. «Варианты ухода на запасной аэродром, доклада диспетчеру о возникшей неисправности на борту, выполнения полета с целью ожидания пересмотра метода захода на посадку им не рассматривались», -- говорится в отчете. При заходе на посадку, как выяснили эксперты, пилоты плохо контролировали местоположение самолета относительно полосы аэродрома -- лайнер отклонился влево от посадочной прямой, но летчики никак не могли разобраться, насколько сильно и почему это произошло.

Согласно выводам экспертов, на протяжении всего захода на посадку значения некоторых ключевых параметров «не отражали реального положения самолета относительно курса и глиссады». Комиссия предположила, что это могло произойти из-за того, что экипаж, «находясь в состоянии психоэмоционального перенапряжения, не выставил или неправильно выставил частоты ILS». Пытаясь нащупать правильный курс и понимая, что данные установленной на Ту-204 вычислительной системы самолетовождения недостаточно точны, пилоты за несколько минут до катастрофы даже воспользовались портативным GPS-приемником.

Комиссия выяснила, что непосредственно перед крушением летчики полностью сосредоточились на боковом уклонении самолета от ВПП и не контролировали его высоту. Когда речевой информатор сообщил им, что до земли остается 60 м, по данным экспертов, экипаж не отреагировал. «При дальнейшем снижении речевой информатор выдавал информацию о высоте через каждые десять метров, однако попыток прекратить снижение экипажем не предпринималось», -- говорится в отчете. За девять секунд до столкновения экипаж вновь попытался уточнить у диспетчера положение самолета относительно посадочного курса. Тот в ответ спросил, видят ли пилоты посадочные огни, но ответить они уже не успели -- через секунду самолет начал ломать деревья.

Помимо прочего комиссия также выявила в ООО «Авиастар-Ту» «серьезные недостатки в организации летной работы в части переучивания летного состава на самолет Ту-204», в том числе «касающиеся превышения норм рабочего времени и своевременного предоставления отдыха». Также эксперты выяснили, что оба пилота переучивались на тренажерах, имеющих серьезные недостатки.

В результате эксперты пришли к выводу: «Отказ ВСУП в полете при недостаточном уровне подготовки экипажа и возможной усталости привел к значительному повышению у него психоэмоционального напряжения, что не позволило принять оптимальное решение для благополучного завершения полета».

Оценивать действия экипажа теперь предстоит следователям СКП. По факту аварии было возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта». Как сообщили в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте, которое занимается расследованием, следователи уже получили отчет МАК и в ближайшее время планируют провести техническую экспертизу, по итогам которой и будет сделан вывод о виновности конкретных лиц. Руководство авиакомпании «Авиастар-Ту» вчера было недоступно для комментариев.

В своем заключении специалисты МАК также дали ряд рекомендаций авиакомпании «Авиастар-Ту», в частности улучшить тренажерную подготовку пилотов и тщательнее соблюдать режим труда и отдыха экипажа. В целом МАК по итогам расследования этого ЧП посоветовал авиационным властям в числе прочего пересмотреть программу подготовки летного состава на самолетах Ту-204/214 «с учетом реального состояния тренажеров», а также «обеспечить совершенствование имеющихся тренажеров самолетов типа Ту-204».

Анатолий КАРАВАЕВ