|
|
N°173, 23 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Критерии для Ирана и разоружения
Американские сенаторы одобрят договор с Россией при хорошем финансировании
Ведущие специалисты не сомневаются, что американские и российские законодатели в ближайшее время одобрят новый договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). «Мы исходим из того, что подписанный весной этого года президентами России и США документ будет ратифицирован», -- заявил в Вашингтоне бывший министр иностранных дел России, а ныне профессор МГИМО Игорь Иванов. «Этот договор, -- подчеркнул он, -- нужен нам, нужен США, он нужен всему мировому сообществу». По словам г-на Иванова, важно не допустить торможения разоруженческого процесса, а потому «нужны новые предложения о последующих шагах».
Дипломат выступил на пресс-конференции в рамках прошедшего в США 20--21 сентября очередного заседания учрежденного в 2007 году Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. В нем участвовали представители 14 стран. Этот форум является общественной организацией, объединяющей около 60 независимых ученых и экспертов.
Участники заседания особо обсудили ситуацию с Ираном. Эта страна подозревается в намерении обзавестись ядерным оружием. «Это очень опасное желание, способное спровоцировать цепную реакцию не только на Ближнем Востоке, но и в Латинской Америке», -- отметил президент форума Вячеслав Кантор. По его мнению, «с учетом тесных связей Тегерана с экстремистскими группировками возрастает опасность попадания смертоносного оружия в руки террористов».
Политический нажим и экономические санкции в отношении иранского режима не работают, поэтому «нужны новые и нестандартные меры». Например, на форуме прозвучало предложение «сформулировать пределы толерантности к амбициям Ирана в виде конкретных и ограниченных по числу критериев». Вслед «за признанием этих критериев справедливыми» следовало бы, по мнению главы форума, учредить в «старой» Европе, в том же Брюсселе, «штаб быстрого реагирования». Инициативу создания штаба могли взять на себя Россия и США -- ведущие ядерные державы, показывающие пример в разоружении. Они бы и «принимали решение о наступлении угрозы».
Вернувшись к теме СНВ, один из участников конференции, крупнейший авторитет США в разоруженческой сфере Линтон Брукс (в прошлом он работал на постах замминистра энергетики и главы Национального управления по ядерной безопасности) рассказал «Времени новостей», что у американских сенаторов было несколько причин для самого придирчивого изучения текста договора. Прежде всего законодатели хотят быть уверенными в том, что он не накладывает ограничений на процесс создания американской системы противоракетной обороны. Еще их озабоченность была связана с не подпадающим под действие Договора СНВ тактическим ядерным оружием, роль которого тем не менее возрастает по мере сокращения стратегических арсеналов. Не удовлетворяет сенаторов и то, что процесс проверки выполнения договора кажется не слишком эффективным и надежным. И, наконец, фактор, лежащий за рамками собственно договора, но от этого не менее важный: убедиться в том, что урезанные количественно ядерные силы США ничего не утратят в качественном отношении и получат достаточное финансирование. «Голосование в этом месяце в поддержку договора в сенатском комитете по иностранным делам показало, что эти озабоченности учтены администрацией США. В итоге Договор СНВ будет ратифицирован уже в этом году», -- уверен наш собеседник.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон