Время новостей
     N°172, 22 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2010
Лучшие в профессии
В Москве вручили первые «ТЭФИ»
Вчера в Москве состоялась церемония вручения национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2010» в категории «Профессии». По традиции эта, по сути, техническая (для тех, кто «за кадром») часть премии предшествует более значимой под названием «Лица», вручение которой пройдет через несколько дней, и не в столице, а в Санкт-Петербурге, куда торжества перенесли еще в прошлом году.

Открывая вечер, президент фонда "Академия российского телевидения" Михаил Швыдкой заметил, что напрасно так ругают наше телевидение, на самом деле в нем есть много интересного и нестыдного. Как показали результаты церемонии, все самое лучшее в основном сконцентрировано на «Первом канале» -- как и прежде, значительная часть наград (а всего в общей сложности «ТЭФИ» в категории "Профессии" вручается по 25 номинациям) досталась именно ему.

Самая обсуждаемая премия -- Константина Эрнста и Игоря Толстунова в номинации «Продюсер фильма/сериала» за сериал «Школа». Сериал вызвал полемику среди всех слоев населения -- от простых зрителей и профессионалов до правительственных чинов. Учитывая неоднозначную общественную реакцию на работу Валерии Гай Германики, этот, как назвал его Эрнст, эксперимент канала можно признать прогрессивным. Правда, сама Германика призом отмечена не была, тут «Школу» опередил другой сериал «Первого» -- манерный «Адмиралъ», удостоенный двух статуэток «ТЭФИ» в номинации «Художественный постановщик» и «Режиссер». «Непобедимый», еще один сериал «Первого канала», на этот раз про спецагента, отмечен в двух номинациях.

Действительно неизменно смешной «Прожекторперисхилтон» получил две статуэтки в номинациях «Лучший сценарист» и «Лучшая информационно-развлекательная программа». Александр Цекало и Руслан Сорокин признаны лучшими продюсерами за программу "Большая разница". Высоко оцененный в профессиональном сообществе «Зворыкин-Муромец» Леонида Парфенова получил приз в номинации «Режиссер телевизионного документального фильма».

Лучшим документальным фильмом признана картина "Массовка", снятая телекомпанией "АТВ Продакшн". В номинации "Музыкальная программа" победу одержала "Венская государственная опера", а лучшим специальным репортажем была названа "Страна Советов: перезагрузка" РЕН. Также среди лауреатов "ТЭФИ-2010" программы "Диктатура мозга", "Карл Фаберже" и ряд других.

Окончательные итоги телесезона Академия российского телевидения подведет уже скоро, 25 сентября, распределив награды в категории «Лица». Лидером среди претендентов на традиционно считающиеся наиболее престижными награды, такие как информационно-аналитические программы и их ведущие и репортеры, пока является РЕН. Все тот же сериал «Школа» поборется за звание лучшего сериала с все тем же «Адмиралом», а также с эпопеей про полюбившегося зрителям мента с бандюганскими замашками «Глухарь. Продолжение». Интересно, кого выберут академики: виньеточную историю любви, шокировавшие всех будни обычной школы или историю про то, как профессионально можно обходить все «условности» закона и при этом оставаться милым и даже по-своему честным парнем.

Распределение номинаций в категории «Профессии» комментирует Анна Качкаева, член Академии российского телевидения: «Мне показалось, что голосование при том выборе, который имелся, было довольно здравым, хотя никаких особенных сюрпризов мы не увидели. Однако все отмеченные продюсеры и режиссеры фильмов и развлекательных программ вполне достойны, их награждения следовало ожидать.

Конкуренция была в документальных номинациях. Приятно, что был оценен «Зворыкин-Муромец». Сделанный командой молодых блестящих профессионалов фильм отличается новаторским подходом, поисками нового эстетического языка. Несколько странно, что он получил приз только в номинации «Режиссер», а не назван лучшим документальным фильмом.

Порадовало, что среди музыкальных программ выбрана посвященная Венской опере канала «Культура». Большая редкость, когда бывает оценен такой проект, связанный с элитарным искусством.

Мне казалось, что больше получит «Школа». Академия -- это именно то место, тот синдикат профессионалов, которые даже если им в проекте что-то не нравится лично, могут оценить именно эксперимент и новаторство.

Если подвести итоги, можно отметить три главных пункта:

Расширение состава академии, произошедшее весной этого года, не ухудшило результаты голосования, а сбалансировало их.

Хорошо, что теперь нет жесткого соревнования каналов (с прошлого года конкурс проводится по новым правилам -- программы выставляют не телеканалы, а компании-производители). Неважно, какой канал показал ту или иную программу, важно ее качество.

Жаль, что в конкурсе по-прежнему не участвуют работы телерадиокомпании ВГТРК и холдинга "Газпром-медиа", куда входят НТВ и ТНТ. Чем больше участников, тем выше конкуренция, конкурс становится интереснее, что всем на пользу -- и премии, и профессионалам. Это важно молодым: чтобы расти, они должны быть услышаны, их работы должны обсуждаться, их профессионализм должен определяться не местом службы и не зарплатой. Нежелание сотрудничать не на пользу телевизионному сообществу».

Дарья ЮРЬЕВА