|
|
N°172, 22 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большой азарт в Большом театре
Публике и труппе представили нового главного дирижера и художественного руководителя
Вчера Большой театр пресс-конференцией и сбором труппы официально открыл 235-й сезон, первый из пяти намеченных во главе с новым главным дирижером и художественным руководителем Василием Синайским.
«Когда мне больше года назад предлагали стать одним из пяти «главных приглашенных» дирижеров Большого театра, я еще сомневался, когда предложили быть главным, одним -- я не сомневался совсем», -- сказал Синайский, который в прошлом году сыграл с оркестром Большого Вторую симфонию Малера и провел гастроли «Иоланты» к взаимному удовольствию сторон.
«Наверное, был бы Лазарев -- мы бы точно за год всех «причесали», но вряд ли он пошел бы на эту должность. Синайский -- наилучший вариант из предполагавшихся. Он профессиональный, «рукастый» дирижер, с большим именем. В основном все очень довольны», -- говорят в оркестре.
Сам Синайский журналистам и труппе довольно подробно объяснил, чем собирается заниматься на новом посту, кроме собственно работ, которые стоят в плане на новый сезон (три репертуарных спектакля -- «Иоланта», «Царская невеста» и «Леди Макбет», серьезная симфоническая программа с Брамсом и премьера «Золотого петушка» с Кириллом Серебренниковым в качестве режиссера).
Он рассказал, что за балет более или менее спокоен, и пожелал танцовщикам не только считать, но и слушать музыку, а он «в этом поможет». За оперу новый главдир переживает заметно больше: «Я внимательно посмотрел 18 постановок более чем из 20 идущих и думаю, что сейчас главная задача -- повысить музыкальный уровень так называемых проходных, каждодневных спектаклей. Нужно, чтобы музыкальный аспект в театре стал сильным, какими бы ни были режиссеры, замечательными или спорными, и какими бы ни были обстоятельства».
Эту в высшей степени благую мысль Синайский планирует реализовывать активно, дирижер уже сократил свое присутствие на заграничных сценах на 40% и хочет появляться и работать в театре максимально часто (оставаясь главным дирижером симфонического оркестра в Швеции). «У меня в отношении этой работы имеется очень большой азарт».
О перспективных планах театра, сверстанных главным образом за прошлый сезон при участии прошлогоднего музыкального руководителя Большого Леонида Десятникова, Синайский отозвался с благожелательной готовностью, так же как о предстоящей работе с Серебренниковым: «Я не сам его выбирал, нас свели. Но я видел его много и в разных ипостасях, в том числе когда он был вне себя. Я тоже умею быть вне себя. Конечно, между дирижером и постановщиком всегда есть нечто вроде психологического соревнования. У нас уже сейчас есть некоторые разногласия насчет певцов. Но думаю, Серебренников очень умный человек, мы с ним сможем идти ноздря в ноздрю».
Еще одна принципиальная оперная премьера Большого, назначенная на конец октября, готовится без участия Синайского. «Дон Жуан» Моцарта в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса -- копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе (см. «Время новостей» от 7 июля), которая после Москвы появится в Мадриде и Торонто. Между тем кастинг певцов для премьеры в Большом еще не закончен.
На этом перечень сценических оперных постановок нового сезона заканчивается, хотя намечены еще два оперных проекта в концертном исполнении: две одноактовки «Дитя и волшебство» Равеля и «Карлик» Цемлинского в середине октября и новая опера «Вишневый сад» Филиппа Фенеллона в декабре.
Список количественно более оживленных балетных планов на новый сезон возглавляет спецзаказ театра -- спектакль «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского (апрель 2011). Еще одно событие -- мировая премьера нового российско-американского проекта Сергея Даниляна «Отражения», вторая серия проекта «Короли танца» (теперь это будут «королевы»). Прочее в планах -- не буквально премьеры, но переносы, продолжение взятого в прошлом сезоне курса на освоение мирового наследия.
Симфонические планы оркестра и хора Большого театра выглядят не перенасыщенно, но величаво, в списке дирижеров Владимир Юровский, Даниэле Каллегари, Александр Лазарев и Василий Синайский.
Гендиректор театра с удовольствием объявил труппе и самую последнюю новость -- о том, что правительство Российской Федерации две недели назад стало учредителем Большого. И представил артистам замминистра культуры Павла Хорошилова, который «в новой системе отвечает за искусство». «Еще две недели назад я курировал экономику и строительство в министерстве, был в подвалах Большого, а теперь поднялся на сцену. Но странно было бы говорить, что кто-то может курировать творчество, кроме вас самих!» -- обратился он к труппе. И добавил: «Считайте, что я представитель родительского комитета. Знаете, как в школе: если случаются сложности, скажем, разбили стекло мячом, или окурки набросаны у входа в школу -- появляется родительский комитет, такой вот Бэтмен-МЧС, и разбирается в трудных обстоятельствах». И пожелал всем «школьникам» и «учителям» творческих успехов.
Юлия БЕДЕРОВА