Время новостей
     N°172, 22 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.09.2010
Запас на черный год
Минфин советует регионам сделать финансовые заначки к выборам
Доходы консолидированных бюджетов российских регионов за январь--август этого года превысили их расходы на 569 млрд руб., отчитался в конце минувшей недели заместитель министра финансов Антон Силуанов. По итогам восьми месяцев прошлого года профицит был меньше в 1,8 раза -- 313 млрд руб. За год сократилось и число регионов, не сумевших свести концы с концами: с семи в прошлом году до пяти -- в этом. С особым удовлетворением замминистра отметил, что довольно высокими темпами растут собственные налоговые и неналоговые доходы бюджетов -- на 19% по сравнению с прошлым годом. И в абсолютных величинах они уже достигли уровня докризисного 2008 года.

Но все это, оказывается, не только повод порадоваться для местных властей, но и предмет тревоги для Минфина. Главное финансовое ведомство страны рекомендует своим региональным коллегам «особо не тратить» полученные дополнительные доходы в этом году, а отложить часть средств в своеобразные местные стабилизационные фонды, чтобы не остаться с пустыми карманами в «непростом 2011 году».

По подсчетам Минфина, только из-за увеличения с 1 января 2011 года ставок страховых взносов во внебюджетные фонды с 26,2 до 34,2% консолидированные бюджеты регионов потеряют более 200 млрд руб. Это те средства, которые местные и региональные власти будут вынуждены дополнительно перечислить в Пенсионный и другие соцфонды за работников своей бюджетной сферы даже при сохранении зарплат на нынешнем уровне.

Исходя из этого Минфин рекомендует регионам более тщательно подходить к принятию решений об увеличении действующих обязательств бюджетов. Очевидно, речь идет о том, чтобы по возможности заморозить зарплаты бюджетникам как минимум в этом и следующем году.

Кроме того, Минфин опасается, что увеличение фискальной нагрузки из-за роста ставок страховых взносов бизнес попытается переложить на плечи своих работников, пропорционально сократив им зарплату. В этом случае региональные бюджеты могут недобрать налог на доходы физических лиц. А у более социально ответственных работодателей, сохранивших зарплаты сотрудникам, снизится база для начисления налога на прибыль. Ну и наконец, отмена уплаты авансовых платежей по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу приведет к временным потерям доходов бюджетов регионов на сумму от 30 млрд до 50 млрд руб.: эти деньги за 2011 год фактически поступят только в 2012-м.

Конечно, федеральный центр поможет тем регионам, которые будут испытывать трудности в исполнении бюджетных обязательств. Антон Силуанов напомнил, что на следующий год уже предусмотрены дотации на сбалансированность региональных бюджетов в размере около 39 млрд руб., а также предполагается выделение бюджетных кредитов объемом до 113 млрд руб., из которых 36 млрд регионам придется направить на дороги. Но замглавы Минфина предупредил, что эти ресурсы для субъектов федерации со следующего года станут вдвое дороже. «Мы будем сокращать использование бюджетных кредитов в качестве экстренной помощи субъектам», -- пояснил г-н Силуанов. Действительно, приоритетной задачей Минфин даже в предвыборный год провозглашает сдерживание роста дефицита федерального бюджета.

Расходы в связи с ростом ставок страховых взносов в будущем году увеличатся, а доходы из-за изменений в налоговом законодательстве снизятся повсеместно. Создать же заначки на следующий год может получиться не у всех. При всей масштабности регионального профицита между регионами он распределен крайне неравномерно. По данным Федерального казначейства, по итогам семи месяцев этого года профицит региональных бюджетов (без учета отчислений в территориальный внебюджетный Фонд медицинского страхования) составлял 509,2 млрд руб. И почти половина его (48%) приходилась всего на пять регионов: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Тюменскую (без округов) области и Ямало-Ненецкий округ. У 13 территорий бюджет по итогам июля исполнялся с дефицитом: самым большим он был у Чукотского автономного округа (1,9 млрд руб.), Удмуртии (1,3 млрд) и Вологодской области (1,2 млрд рублей).

Если исходить из расходов региональных бюджетов на зарплату в 2010 году (по итогам семи месяцев), то предстоящее в следующем году повышение этих расходов на 200 млрд руб. из уже имеющегося профицита способны покрыть лишь 60 регионов и такая наша «заморская» территория, как Байконур. Только названная выше пятерка лидеров по размеру профицита гипотетически способна отложить в территориальный стабфонд более чем по 10 млрд руб. 20 территорий не накопили для него даже 1 млрд руб. Для властей 23 регионов актуальны не запасы на черный год, а поиск источников финансирования дыры в бюджете, угроза появления которой вполне реальна. Но до конца года еще далеко.

Традиции российского бюджетного процесса таковы, обращает внимание старший аналитик Центра исследований бюджетных отношений Виталий Дементьев, что основные траты казны приходятся на вторую половину года. По его словам, в наибольшей степени этому способствует закон №94-ФЗ о госзакупках. Действительно, в прошлом году профицит консолидированных региональных бюджетов по итогам августа (как уже отмечалось, 313 млрд руб) к концу года сменился дефицитом в размере 329 млрд руб. Собственных средств тогда не хватило 62 регионам.

«По итогам этого года задел на будущее в региональных бюджетах будет минимальным, -- уверен г-н Дементьев. -- Регионы еще не оправились от кризиса. Темпы роста экономики не такие уж высокие. Многие субъекты стали больше занимать, кредиты надо отдавать. Кроме того, в следующем году предполагается масштабное участие региональных бюджетов в финансировании федеральной целевой программы «Жилище». Однозначно значительные средства заставят выделить на обеспечение пожарной безопасности. Колоссальные средства будут выделены на финансирование сельского хозяйства».

В связи с этим «отложить на будущее смогут процентов десять территорий, не больше», делает вывод эксперт.

Андрей СУСАРОВ