|
|
N°149, 19 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исправленному верить
Завершился 10-й кинофестиваль «Окно в Европу»
В минувшую субботу были подведены итоги фестиваля российского кино в Выборге. Жюри под председательством Романа Балаяна распределило призы таким образом, что итоговый расклад напоминал работу над ошибками, выполненную старательным школьником. Выборгский кинофестиваль исправлял ошибки Московского международного.
Именно ММКФ должен был вручить «Кукушке» Александра Рогожкина Гран-при, актрисе Анне-Кристине Юссо -- приз за лучшую женскую роль (она сыграла в той же «Кукушке»), а «Чеховским мотивам» Киры Муратовой -- спецприз за режиссуру. Увы, все эти очевидные решения не нашли поддержки у жюри под председательством Чингиза Айтматова, вот и пришлось Выборгскому фестивалю взяться за восстановление справедливости. Справедливость восторжествовала. Кроме уже упомянутых трех наград были также вручены спецприз жюри за сценарий -- Владимиру Сорокину и Ивану Дыховичному («Копейка») -- и приз за лучший дебют -- Филиппу Янковскому за фильм «В движении». Лучшим исполнителем мужской роли был признан актер Юрий Кузнецов («Дневник камикадзе»). Жюри мультипликационного конкурса главный приз решило не присуждать, а лучшей документальной картиной назван фильм «Извините, что живу».
Не секрет, что в конкурсе Выборгского фестиваля участвуют в основном работы, уже показанные на других кинофорумах в России и за рубежом. Поэтому конкуренцию нельзя назвать острой. Ведь соревнуются картины с уже сложившейся репутацией, успевшие получить свою долю хвалы и хулы от критиков и зрителей. В этой ситуации задача жюри -- быть ласковым и великодушным, отметить фильмы недооцененные, поощрить дебютантов, наградить почетными призами ветеранов и в спокойной обстановке подвести промежуточные итоги киногода. О том, чтобы превратить «Окно в Европу» в премьерный фестиваль, который мог бы конкурировать с «Кинотавром», речь пока не идет. Поэтому главными событиями «Окна в Европу» стали внеконкурсные показы -- российские премьеры «Русского ковчега» Александра Сокурова и «Олигарха» Павла Лунгина (эта картина была показана на закрытии фестиваля). О том, похож ли Машков на Бориса Березовского и справился ли Лунгин с созданием эпической саги о «самом буйном», по его словам, пятнадцатилетии в отечественной истории (1985--2000), вы сможете прочитать в завтрашнем номере газеты «Время новостей».
Алексей МЕДВЕДЕВ