Время новостей
     N°167, 15 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.09.2010
Киловатт на колесах
Юрия Лужкова убедили в существовании отечественного экомобиля
Попавший под массированную атаку центральных телеканалов мэр Москвы Юрий Лужков старается продемонстрировать, что «разоблачительные» репортажи не выбили его из колеи и что он по-прежнему интересуется исключительно хозяйственными вопросами. На вчерашнем заседании столичного правительства градоначальник увлеченно обсуждал с подчиненными вопросы, связанные с развитием архитектурно-художественного освещения Москвы и перспективу внедрения в транспортную систему города экологически чистых автомобилей. Более того, г-н Лужков потребовал скорейшего запуска серийного производства электромобилей на основе последних разработок столичных ученых. «Экомобиль -- это не глупость, а необходимое для Москвы средство передвижения», -- заявил он.

Судя по словам г-на Лужкова, город и в кризисных условиях может гарантировать дальнейшее «непрерывное финансирование» программы «Создания экологически чистого транспорта нового типа». В рамках этой программы, стартовавшей в 2007 году, ряд научно-исследовательских организаций уже несколько лет пытается создать экологически безвредный автомобиль с электроприводом. Собственно, финансовых гарантий и добивались вчера от градоначальника чиновники столичного департамента науки и промышленной политики и инженеры. Как рассказал генеральный директор ОАО «Корпорация «Компомаш» Анатолий Долголаптев, в его компании создавалась безопасная бортовая система водородных энергоустановок для транспортных средств и экономичных электронакопительных комплексов. В результате, как утверждает г-н Долголаптев, найдены «новые решения на базе нанотехнологий», которые позволят существенно снизить энергопотребление аккумуляторной батареи. Разработчики уверяют, что уже создан макет легкого электронакопительного транспортного средства (ЛЭТС) грузоподъемностью и мощностью 2,5 кВт. Разработаны основные технические решения для малоразмерных 14- и 30-местных электроавтобусов. При этом, по словам Анатолия Долголаптева, отечественные «экобусы» могут быть на 20--30% выше по техническим характеристикам и на столько же ниже по себестоимости, нежели их зарубежные аналоги. По мнению инженеров-конструкторов, полный перевод муниципального хозяйства на экологически безопасный транспорт позволит на 60% снизить вредные выбросы на дорогах.

Генеральный директор центрального Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Алексей Ипатов напрямую заявил, что городу нужна внятная с точки зрения финансов программа перехода на экологически безопасный транспорт. Правда, по мнению г-на Ипатова, массовое внедрение электромобилей даже на предприятиях социального и коммунального комплекса города -- слишком отдаленная перспектива, и ориентировать городской заказ необходимо на более доступную гибридную технику. «Мы уже в 2012 году готовы опробовать гибридные автобусы большой вместимости в Москве», -- заявил он.

О том, что к созданию «приемлемого по цене» автомобиля с электроприводом ни отечественные ученые, ни автопроизводители пока не готовы, заявил и представитель Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Сергей Шугуров. Руководитель московского комитета по науке и технологиям Дмитрий Рототаев тоже скептически отнесся к готовности Москвы выпускать автомобили высокого экологического класса безопасности. «Сделан двигатель, но машина -- это гораздо больше», -- заявил г-н Рототаев. К тому же, как заявил журналистам глава департамента науки и промышленной политики города Евгений Пантелеев, электромобили и экобусы обойдутся городу на 20--40% дороже обычных.

Однако Юрий Лужков предупредил, что и больше ждать и слушать про макеты не намерен. «Время примеров прошло», -- заявил градоначальник. Он потребовал перехода к конкретному производству. «В ближайшее время необходимо начать производство тех разработок, которые могут быть реализованы», -- не стал мэр вдаваться в технические детали. По представлениям г-на Лужкова, электротранспорт небольших размеров вполне может быть сопоставим в цене с бензиновыми и дизельными аналогами. Не откладывая в долгий ящик, мэр сразу определил площадку, на которой должен начаться выпуск экомобилей, -- Тушинский машиностроительный завод.

Юлия ХОМЧЕНКО