|
|
N°167, 15 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Силовики будут подчиняться лично президенту
Отунбаева усиливает свои позиции
Президент Роза Отунбаева произвела кадровые перестановки, свидетельствующие о стремлении взять под контроль силовые структуры Киргизии. Своим указом она отправила в отставку генерального прокурора Байтемира Ибраева и назначила на это место Кубатбека Байболова, освободив от должности министра внутренних дел. Главой МВД был назначен Зарылбек Рысалиев, бывший начальник ГУВД Бишкека.
58-летний ветеран киргизской политики, бывший вице-спикер парламента, генерал-лейтенант, начинавший свою службу еще в советских органах безопасности, Кубатбек Байболов, спасаясь от преследования бакиевских спецслужб, в марте 2009 года был вынужден эмигрировать в США. Вскоре после свержения президента Бакиева в апреле этого года он вернулся на родину и в разгар трагических июньских событий на юге Киргизии принял предложение стать комендантом Джалал-Абада, взяв на себя ответственность за восстановление порядка в одном из эпицентров этой трагедии. А в июле президент Отунбаева назначила его главой МВД, стремясь восстановить утраченное доверие к этой структуре со стороны населения.
Перемещение Байболова из МВД в генпрокуратуру следует расценивать как попытку главы государства накануне парламентских выборов укрепить структуру, отвечающую за исполнение законности в стране. Неделю назад Отунбаева пригрозила «ввести чрезвычайное положение и приостановить выборы, если отдельные политические партии будут заниматься подкупом граждан, нарушать законы, допускать насилие и разжигать межнациональную рознь».
Подобных решительных шагов следовало ожидать уже давно, с тех пор как по результатам состоявшегося 27 июня референдума г-жа Отунбаева стала единственным из киргизских лидеров, кто обрел легитимный статус. Тем не менее в течение двух с половиной месяцев она не спешила использовать свои полномочия в полной мере, деля их с соратниками по временному правительству. Хотя формально большинство из них подало в отставку, чтобы участвовать в парламентских выборах 10 октября. Впрочем, особенности киргизской политики, основывающейся на «революционной целесообразности», состоят в том, что в отсутствие парламента временное правительство де-факто взяло на себя функции законодательного органа. В Киргизии в итоге действуют два правительства, кроме временного еще и техническое, сформированное после референдума и осуществляющее управление страной.
Единственным членом временного правительства, кто не выполнил свое обещание уйти в отставку после референдума, оказался вице-премьер Азимбек Бекназаров, один из тех, кто привел к власти в 2005 году Курманбека Бакиева и назначенный им тогда генпрокурором. Во временном правительстве Бекназаров курировал правоохранительные органы и каким-то непостижимым для наблюдателей образом «выторговал» себе такой же пост с аналогичными полномочиями также и в техническом правительстве. Аналитики расценили это как политическую слабость президента, не сумевшей настоять на отставке Бекназарова. Сам он объяснял отказ выполнить свое обещание необходимостью довести до конца расследование дел, связанных с апрельскими событиями, и добиться наказания виновных.
Азимбека Бекназарова считают одним из тех, кто поддерживает одиозного мэра южной киргизской столицы, города Ош, Мелиса Мырзакматова, назначенного на этот пост еще Бакиевым. Мырзакматов, называющий себя киргизским националистом и считающийся одним из ответственных за июньское кровопролитие, противопоставил себя центральной власти в Бишкеке, демонстративно отказавшись в середине августа подчиниться требованию Розы Отунбаевой уйти в отставку. Кстати, о последних кадровых назначениях в стране Бекназаров узнал в больнице, где оказался с характерным для киргизских политиков мужского пола диагнозом -- пищевое отравление. (Пару лет назад с подобным диагнозом оказался в больнице бывший тогда премьером Алмазбек Атамбаев.) Он тут же быстро поправился и поначалу возмутился, как это Отунбаева с ним не посоветовалась. Но вчера он «разочаровал» тех, кто ожидал от него решительных действий, и заявил, что «не пойдет против президента переходного периода». «Я продолжу работать в правительстве, но всегда буду говорить правду в глаза», -- добавил вице-премьер. Похоже, это останется единственной его прерогативой на этом посту, поскольку кураторство над правоохранительными органами он утратил.
Аркадий ДУБНОВ