В последние недели резко активизировалась военная реформа. Новую структуру армии и флота
с заменой округов на оперативные стратегические командования Дмитрий Медведев утвердил еще в июле. Тогда казалось, что основные перемены в армии завершены. Однако сейчас с учетом уже идущих и готовящихся изменений говорить о том, что контуры нового облика российской армии уже обозначены, рано.
Недавно утверждена новая организационно-штатная структура вооруженных сил, которая позволяет назначать военных руководителей -- в частности, командующих оперативно-стратегическими командованиями (ОСК), руководителей новых управлений в Министерстве обороны и главкоматах (ГК), командованиях видов и родов вооруженных сил. Все эти назначения должны состояться до 1 декабря нынешнего года.
Некоторые кадровые решения уже приняты. В частности, сформировано объединенное стратегическое командование "Восток", куда вошел Дальневосточный военный округ. При этом командующий ДВО генерал-полковник Олег Салюков стал заместителем начальника Генерального штаба, причем уже седьмым. В Генштабе ожидают появления и новых заместителей -- возможно, из числа командований бывших военных округов.
Объявлено о продолжении сокращений в системе армейского и флотского управления, хотя казалось, что дальше сокращать уже некуда. В частности, штат Главного штаба Военно-морского флота (так и непонятно, будет ли он переезжать в Санкт-Петербург) до конца года должен быть сокращен в три раза. На этот счет вышла директива Минобороны. В самом Главном штабе ВМФ сообщают, что главное командование ВМФ России, по некоторым сведениям, вообще будет преобразовано в департамент Генерального штаба. Значит, впервые за многие десятилетия не будет должности главкома ВМФ и, естественно, самого главкома.
Это для военной реформы симптоматично. Дело в том, что военные моряки при всех военных реформах умели отстаивать свои позиции. Даже их форма в отличие от пехоты или авиации практически не менялась. При этом ВМФ со своими атомными субмаринами -- четвертая часть сил ядерной триады России.
Между тем министр обороны Анатолий Сердюков неоднократно заявлял, что будет продолжена оптимизация численности личного состава и других главкоматов -- сухопутных войск и военно-воздушных сил. Радикальные сокращения объясняются тем, что многие функции главкоматов по управлению войсками передаются непосредственно ОСК. Оргштатные мероприятия в главкоматах планируется завершить к 1 декабря 2010 года. Нельзя исключить, что и они станут департаментами, пополнив штаты Генштаба.
В пользу вероятности такого сценария свидетельствует появившееся на днях сообщение о расформировании Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил РФ. Его возглавлял генерал-лейтенант Валерий Евневич. Сотрудникам была объявлена директива начальника Генштаба о ликвидации главка. Всех офицеров вывели за штат. Этой же директивой предписано сформировать до 1 декабря новое управление службы войск и безопасности военной службы Генштаба. Ему и планируется передать напрямую функции по организации межвидовой подготовки в армии и на флоте, конкретно -- во вновь созданных объединенных стратегических командованиях. Курировать боевую подготовку, по сведениям "Времени новостей", будет генерал-полковник Валерий Герасимов, который недавно назначен заместителем начальника Генштаба с должности командующего войсками Московского военного округа. Правда, замысел Генштаба здесь не вполне понятен, поскольку примерно такой структура руководства боевой учебой была и раньше.
Продолжается сокращение офицеров-воспитателей в армии и на флоте. До последнего реформирования в вооруженных силах РФ было 14 тыс. офицеров-воспитателей, сейчас осталось около 2 тыс. Это сразу обернулось падением воинской дисциплины, ростом количества происшествий и преступлений, что и зафиксировала Главная военная прокуратура. Если офицерский состав в целом сократили в три раза, то воспитателей стало меньше в семь раз.
Всплеск преступности в армии и на флоте Министерство обороны объясняет тем, что пока нет профессиональных сержантов, их подготовка только началась. А вот когда через два года и десять месяцев они придут, то в казармах ситуация в корне изменится в лучшую сторону. При этом заместитель начальника главного управления кадров Минобороны Тамара Фральцова признала: "Мы планировали набрать три с половиной тысячи сержантов. Из них, к сожалению, мы набрали чуть более 500 человек". То есть в семь раз меньше, чем планировалось. Г-жа Фральцова также сообщила, что вслед за известной приостановкой набора в военные училища приостановлен и набор в военную адъюнктуру -- «до особых указаний». А именно до тех пор, когда будет создана сеть военно-учебных заведений.
Минобороны в ближайшее время намерено ввести систему переподготовки кадров. Она позволит офицеру раз в три года в ходе службы обновлять знания. Предлагается и открытие специальных курсов, на которых офицер самостоятельно мог бы поддерживать уровень знаний.
В четыре раза сокращен штат военных медиков. Но, по сведениям "Времени новостей", сокращения на этом не прекратятся. Хотя последствия предыдущих сокращений сказываются уже сейчас: после громкого теракта на полигоне 136-й бригады возле дагестанского Буйнакска раненых повезли не в реформированный военный госпиталь, где уже ощущается дефицит офицеров-медиков, а в местную гражданскую поликлинику.
В ходе идущей по нарастающей реформы армии возникают и системные противоречия. Например, Западный военный округ полностью сформирован и функционирует с 1 сентября. В состав его штаба с дислокацией в Санкт-Петербурге вошли органы управления бывших Ленинградского и Московского военных округов, Северного и Балтийского флотов, 1-го командования ВВС и ПВО. Об этом сообщил заместитель начальника Генерального штаба генерал- полковник Валерий Герасимов. Но как быть с Объединенным стратегическим командованием «Запад», куда с 1 декабря входят все названные структуры? Возникает параллельная схема?
По сути, российскую армию реформируют под американский образец. Но есть одно принципиальное различие: американская армия комплектуется на профессиональной основе, а российская остается призывной. Логика реформы обычно сводится к одному тезису: современный военный конфликт, если и случится, не будет широкомасштабным, поэтому одному военачальнику должны подчиняться разновидовые группировки войск. Имеются в виду четыре объединенных стратегических командования, создаваемых как раз по американскому образцу.