|
|
N°166, 14 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От артхауса до бульба-хоррора
В Анапе начался 19-й открытый фестиваль кино стран СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии "Киношок"
Как всегда, фестиваль «Киношок», основные просмотры и обсуждения которого проходят в пансионате «Фея» на Пионерском проспекте, что на самом берегу моря и довольно далеко от города, открылся торжественной церемонией в центре Анапы, на Летней эстраде. Тут перед гостями и участниками выступили и джазовый оркестр Олега Лундстрема, и ансамбль казачьей песни, и аккордеонист из Белоруссии, и солисты мюзикла «Монте-Кристо»... А под конец показали картину «Рябиновый вальс», поскольку открытие было посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, а фильм дебютантки Алены Семеновой как раз рассказывает о последних днях войны и начале послевоенного времени. Его героини -- молодые девушки, которых наскоро обучили разминированию и выпустили на поля, обильно усеянные зарядами, оставленными и немцами, и финнами, и советскими войсками. История как раз для широкой и не слишком подготовленной публики -- и трогательная, и мистическая, и с детективным сюжетом, и на документальной основе (сначала был снят документальный фильм «Выпускной на минном поле», а потом уж сделан и игровой фильм).
Уже следующий день для участников фестиваля оказался весьма насыщенным: мало того что в программе было запланировано аж пять полнометражных конкурсных фильмов, организаторы (это СК России, фестиваль "Киношок" и МФГС) собрали еще и «круглый стол» на тему «Национальные кинематографии вчера, сегодня, завтра», в котором приняли участие кинематографисты из бывших советских республик, а главным украшением стал Никита Михалков, нынешний председатель СК РФ. Про национальные кинематографии он ничего особо запоминающегося не сказал, зато всем запало в душу его высказывание об авторском кинематографе, судьба которого очень волнует сегодня общественность. Настолько, что пресс-секретарю Министерства культуры Наталье Уваровой пришлось на днях успокаивать СМИ, объясняя, что объявленного вроде бы в постановлении правительства от 2 сентября снижения финансирования артхауса на 10% вовсе не произойдет, что речь идет лишь «о перераспределении средств внутри федеральной целевой программы» и что часть средств просто оставлена на завершение проектов -- и это «нормальная практика».
В общем, Никита Михалков прошелся по авторскому кино из тяжелой артиллерии, сообщив, что "чем хуже, чем беспомощнее, чем беднее нищета и разорение, и внутреннее, и внешнее, тем скорее картина тут же объявляется артхаусом". Причиной такой плачевной ситуации Михалков считает, как сообщает РИА Новости, то обстоятельство, что «режиссером в России может стать любой человек, у которого есть на это средства», в отличие от других кинематографических профессий, которым надо специально учиться.
Насколько эта тема близка другим кинематографиям, образовавшимся на останках империи, где режиссером мог стать только хорошо проверенный профессионал, информационные агентства не сообщают -- то ли участники не высказались, то ли высказались не столько ярко.
Вечером того же дня на «Киношоке» было показано несколько авторских фильмов, уже успевших стать фестивальными хитами: из Эстонии "Диско и атомная война" Яаака Килми, где рассказано, как советская власть боролась с финским телевидением, а жители Таллина ловили его самыми экзотическими способами; из Литвы -- "Евразиец" снятый Шарунасом Бартасом, где речь идет о том, как тяжело живется бывшему литовскому бандиту, путешествующему в постперестроечном пространстве, где все ему должны, денег нет, а пули свистят; ну и «Счастье мое» Сергея Лозницы, заявленный от Украины, -- тоже про путешествие по северо-западным землям, по странным дорогам, уводящим героя от серенькой, но нормальной вроде бы жизни в мистическое пространство отчаявшихся зомби.
Каждый «Киношок» объявляет одну из стран-участниц центральной для экспозиции. На этот раз в «фокусе» Белоруссия. Первый, показанный в конкурсе фильм «Масакра» снял режиссер довольно скандальной (и в результате запрещенной) картины «Оккупация. Мистерии» Андрей Кудиненко. Жанр своего нового фильма он определил как бульба-хоррор.
Кстати, как выяснилось, молодой режиссер из Белоруссии согласен с российским мэтром в отношении своей профессии. «Сейчас ведь снимать может любой! -- сказал он в интервью газете «Солидарность», но расценивает этот факт совершенно иначе: -- Достаточно взять полулюбительскую камеру, которой мы, кстати, сняли «Оккупацию». Благодаря цифровым технологиям кинопроцесс перестал быть тоталитарным».
Алена СОЛНЦЕВА