|
|
N°166, 14 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антивоенный переворот
Турция сделала вид, что шагает в Европу
На юге Европы назревают масштабные перемены. Турецкое правительство объявило о намерении в кратчайшие сроки провести в жизнь едва ли не самые кардинальные за все годы существования современной Турции конституционные изменения, способные изменить как внутриполитическую жизнь страны, так и ее отношения с соседями.
Власти вдохновлены результатами воскресного референдума: 58,1% проголосовавших высказались за предложенные правительством поправки. Они направлены на то, чтобы снизить влияние армии в обществе. Ныне действующая конституция Турции была принята после военного переворота 1980 года и закрепляла роль «руководящей и направляющей силы» за армией. После внесения поправок в конституцию станет возможным возбуждать уголовные дела против военных не только в военных судах, но и в гражданских. Полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий будут переданы теперь парламенту от апелляционного суда (в значительной степени находящегося под контролем военных). Не исключена даже возможность привлечения к уголовной ответственности участников переворота 1980 года. Последняя поправка, впрочем, во многом носила формальный характер, потому что 30-летний срок давности для участников переворота истек как раз в день референдума.
Однако это не помешало правозащитникам сразу же поставить вопрос о привлечении к суду 93-летнего бывшего президента Турции, генерала Кенана Эврена, которого обвиняют в преступлениях против человечества. После переворота 1980 года 50 человек было казнено, сотни тысяч арестованы, многие из них были подвергнуты пыткам, сотни людей умерли в заточении, многие пропали без следа.
56-летний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на карту референдума поставил многое -- не только европейское будущее своей страны, но и собственное политическое будущее. Его посещение избирательного участка в сопровождении жены Эрмине в традиционном мусульманском платке было обставлено как яркая рекламная акция (на снимке).
Правящая партия объявила итоги референдума своей решительной победой, которая должна привести к тому, что законодательство Турции будет более строго соответствовать требованиям Евросоюза. Эта организация среди прочего выдвигает в адрес Турции требование ограничения власти военных, которые в современной истории страны трижды (в 1960, 1971 и 1980 году) совершали государственные перевороты, а в 1997 году вынудили уйти в отставку правительство, возглавлявшееся Партией благоденствия -- предшественницей нынешней правящей Партии справедливости и развития.
Претензии Евросоюза к Турции не сводятся только к требованиям ограничить власть военных. Среди прочих требований, принять которые Турция не готова, есть, например, такие: признать геноцид армян в Османской империи в 1915 году, признать государственное единство и суверенитет Республики Кипр над всей территорией острова и многое другое. Поэтому вопрос о том, захочет ли Европа пойти навстречу Турции, остается открытым и после нынешнего референдума. Британская газета «Индепендент» называет итоги референдума «важным показателем прогресса Турции в переходе от жестко централизованной ограниченной демократии... к демократии более узнаваемого европейского типа», но отмечает, что «Европа не будет снижать свои демократические и правозащитные стандарты, чтобы угодить желанию Турции вступить в союз».
В самой Турции и до, и в ходе, и после референдума звучали мнения о том, что эта партия провела референдум не о европейском будущем Турции, а о своем политическом будущем как исламистской партии. «Партия справедливости и развития подготовила эти изменения только для себя и не приняла во внимание другие предложения. У Эрдогана исламское прошлое, и он хочет установить свой исламский режим в стране», -- написал на сайте Би-би-си турецкий слушатель по имени Али. А бывший посол Турции в США Фарук Логоглу заметил: «Теперь правящая партия еще меньше, чем раньше, будет прислушиваться к оппозиции, а оппозиция будет использовать еще более жесткую риторику в попытках подорвать власть правительства».
В интервью «Времени новостей» главный научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Николай Киреев отметил, что после референдума «Турция останется светским государством». «Но говорить о том, как пойдет развитие событий, преждевременно. Именно военные были гарантами светского характера турецкого государства в том числе и в том, что касается самой болезненной проблемы -- курдской», -- говорит наш собеседник. Он также осторожно высказался и по вопросу о том, в какой степени референдум повлияет на отношения Турции и России: «В России есть круги, придерживающиеся и пантюркистских настроений, и панисламистских. Здесь главное, чтобы турки решали свои проблемы, а нас не трогали».
Старший преподаватель кафедры истории Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ Павел Шлыков в беседе с «ВН» высказал такое мнение: «Политическое влияние в обществе армии и подконтрольных ей органов снижается. Военные оказываются подсудными гражданским судам. Отменяется 15-я статья конституции, обеспечивавшая иммунитет участникам военного переворота, а это значит, что исключается возможность повторения переворота». Что касается влияния референдума на перспективы вступления Турции в Евросоюз, то эксперт высказался осторожно: «Тут гораздо большее значение имеют политические факторы -- тот факт, что Турция граничит с проблемными регионами (Сирия, Ирак, Иран), а также экономические: принятие Турции в ЕС означает увеличение потока иммигрантов».
По поводу российско-турецких отношений эксперт считает, что референдум сам по себе не несет ни позитивного, ни негативного воздействия. Большую опасность, по его мнению, представляет тот факт, что наши внешнеэкономические отношения не сбалансированы: если Турция свой экспорт в Россию диверсифицирует, то российский экспорт по-прежнему опирается на топливно-энергетическую сферу.
Борис ВОЛХОНСКИЙ