Памятные торжества
в очередную годовщину терактов 11 сентября 2001 года прошли в США без больших эксцессов, однако не снизили напряженность в отношениях с мусульманским миром. Пока родные и близкие погибших от рук террористов зажигали свечи и молились, в Афганистане, Ираке и других государствах кипели страсти. Участники массовых демонстраций клеймили США позором за намерение ряда американских священнослужителей отметить печальную годовщину публичным сожжением Корана. В Афганистане не обошлось без жертв -- в провинции Логар силы безопасности открыли огонь по манифестантам и застрелили по меньшей мере двоих афганцев.
И хотя организованных акций надругательства над священной книгой ислама в США удалось избежать, спонтанный костер все-таки заполыхал в штате Теннесси, где два пастора отметили девятую годовщину сожжением Корана на лужайке перед домом. А намерение властей Нью-Йорка возвести на месте взорванного террористами Всемирного торгового центра 13-этажный исламский культурный центр, уже прозванный «мечетью имени Обамы», продолжает раскалывать американское общество.
В результате терактов 11 сентября 2001 года погибло почти 3 тыс. человек. Подавляющее большинство из них (2752 человека) стали жертвами обрушения двух нью-йоркских башен Всемирного торгового центра, в которые врезались самолеты, управлявшиеся террористами-смертниками. Имена жертв этой трагедии по традиции зачитали организаторы памятной церемонии в близлежащем парке Зуккотти на Манхэттене. «Мы вернулись к этому святому месту, чтобы соединить наши сердца с именами тех, кого мы любили и потеряли», -- заявил мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. «Ни одна публичная трагедия не ранила наш город столь глубоко, -- подчеркнул он. -- Ни одно другое место так не переполнено нашим состраданием, нашей любовью и нашей солидарностью».
Однако район, где возвышались башни-близнецы, стал в этом году не только местом памяти. Впервые за последние девять лет траурные торжества ознаменовались нешуточным накалом страстей. По окончании официальных мероприятий в различных районах Нью-Йорка прошли стихийные манифестации как в поддержку сооружения исламского культурного центра, так и с требованием аннулировать проект, уже одобренный в начале августа городской комиссией. Подавляющее большинство американцев не сомневаются в ответственности за теракты 11 сентября «Аль-Каиды», и потому многим кажется кощунственной идея сооружения в святом для них месте исламского объекта. Их оппоненты вслед за президентом США Бараком Обамой призывали к «религиозной терпимости» и с тревогой ожидали сообщений об актах сожжения Корана.
С подобной инициативой выступил еще в августе пастор протестантской церкви в городе Гейнсвилл (штат Флорида) Терри Джонс. Он даже призвал превратить 11 сентября в «международный день сожжения Корана». С требованием воздержаться от провокационных действий к пастору и его единомышленникам в последние дни обратились президент Обама, госсекретарь США Хиллари Клинтон, генпрокурор Эрик Холдер, министр обороны Роберт Гейтс, командующий войсками США и НАТО в Афганистане Дэвид Пэтреус, генсек ООН Пан Ги Мун, Папа Римский Бенедикт XVI и многие другие деятели. Барак Обама заявил 10 сентября в обращении к нации, что видеокадры публичного предания огню Корана священнослужителем-христианином стали бы «наиболее эффективным средством вербовки для террористической группировки «Аль-Каида» из всех, какие только можно вообразить». Он подчеркнул, что США «не ведут войну с исламом»: «Мы воюем с террористическими организациями, искажающими ислам или утверждающими, что они стоят под знаменем ислама, для оправдания своих разрушительных действий».
«Антиисламские настроения опасны, -- подтвердила в беседе с «Временем новостей» завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. -- Ведь мусульмане не только составляют значительную часть мирового населения, но и неуклонно наращивают свой экономический и военный потенциал. В этом отношении мусульманские страны особенно бурно росли в последнее десятилетие». «Тот факт, что вину за теракты 11 сентября возлагают исключительно на мусульман только за то, что они мусульмане, вызывает у них обиду и протест. А корни всего этого следует искать в политической структуре мира, в отношениях США и государств исламского мира», -- считает эксперт. По ее словам, «с Бараком Обамой связывались надежды по стабилизации отношений с исламским миром, и определенные подвижки есть». Наша собеседница говорит: «Сам Обама в какой-то мере принадлежит к исламскому миру и понимает, что нужно учитывать менталитет мусульманских народов. Однако сомнения в том, что политика США в отношении исламских стран претерпевает позитивные изменения, все-таки остаются».
Пастор Джонс в последний момент отказался от своего опасного намерения, заявив, что ожидает проявления доброй воли и со стороны инициаторов сооружения исламского культурного центра в Нью-Йорке. Однако без надругательств над Кораном все-таки не обошлось. В штате Теннесси два пастора -- Дэнни Аллен и Боб Олд публично сожгли по крайней мере два экземпляра книги, объявив при этом ислам лжерелигией. В Нью-Йорке также имел место случай сожжения нескольких страниц, вырванных из Корана.
«События 11 сентября свидетельствуют, что развитые страны должны искать консенсус в отношениях с исламским миром», -- убеждена Нина Мамедова. По ее словам, «предвзятое критическое отношение ко всем мусульманам неприемлемо и для российских мусульман». «На этой основе возникают причины для экстремистских оппозиционных движений, к тому же учитывая существующее в России неравномерное экономическое развитие регионов», -- считает эксперт.