Огосударствление экономики в России достигло таких серьезных масштабов, что это признают уже не только иностранные наблюдатели и опальные политики. Даже члены правительства открыто говорят об этом как об угрозе. А защищают права государства, как это ни удивительно, как раз те, кого принято считать рыночниками. Такую неожиданную перемену ролей продемонстрировал
первый день работы Мирового политического форума в Ярославле.
«Государственная экономика России достигла критического порога, и идти дальше в этом направлении очень опасно», -- заявил вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин. 49% всей организованной рабочей силы в стране работает на государство. Это заявление он сделал на секции, посвященной «государству как инструменту технологической модернизации». Особенно показательно, что прозвучало оно в ответ на критику излишне «либеральной» бюджетной политики правительства из уст лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Тот поставил правительству в пример политику СССР в сфере науки и техники. «Наоборот, мы должны четко себе представлять, что идти дальше по этому пути нельзя, мы должны создавать конкурентную среду для того, чтобы развивались в том числе и инновации», -- заявил г-н Собянин.
А вот главный российский инноватор Анатолий Чубайс, наоборот, убежден, что без государства ничего изменить не удастся. «Без государства невозможно провести модернизацию вообще, а тем более в России», -- заявил глава «Роснано». Но при этом десятки и сотни препятствий, с которыми постоянно сталкивается бизнес в России, по его мнению, созданы именно государством. «Если государство не будет мешать, это будет лучшей поддержкой инновационного бизнеса», -- заявил г-н Чубайс. Он отметил, что при модернизации нужно находить баланс между усилиями государства и бизнеса, и в качестве примера страны с такой сбалансированной политикой привел Израиль. По словам г-на Чубайса, «экономическая модернизация способна создать запрос на политическую, а политическая модернизация, в свою очередь, -- на демократию, которая сейчас в дефиците».
Но тут с ним в заочную полемику вступил первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. Он заявил: «В России есть своя демократия, и она такого качества, какого она есть. У одного хорошая машина, у другого дает сбой, но все это машины». Причем выяснилось, что по крайней мере относительно него самого эта машина сбоев не дает. «Не знаю, демократ ли я, но я свободный человек», -- заявил г-н Сурков. И в этом вопросе его поддержал официальный Вашингтон, от которого обычно российские власти слышат только упреки в недостатке демократии. Таковы удивительные метаморфозы ярославского форума. «В развитии демократии существуют проблемы, но россияне понимают, что такое демократия», -- заявил советник президента США по России и Евразии Майкл Макфол. «Мы четко поддерживаем усилия Дмитрия Медведева в модернизации России», -- подчеркнул он.
Кстати, сегодня на форуме ждут выступления самого главы государства. Возможно, г-н Медведев сможет рассудить спорщиков -- должно ли государство кое в чем самоустраниться или, наоборот, стать движущей силой модернизации. «Вопрос роли государства в модернизации имеет огромную историю, сопоставимую с историей человечества», -- полагает г-н Собянин. Но эту точку зрения по-своему опроверг глава думского комитета по труду единоросс Андрей Исаев. «У России нет опыта демократической модернизации. Вся модернизация проходила у нас под петровской палкой», -- заявил он.
С опытом или без, но проводить модернизацию все равно необходимо. Из опубликованного вчера рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума видно, что за последний год Россия не добилась никаких изменений к лучшему. Российская экономика, как и год назад, занимает 63-е место из 139 возможных. В отчете отмечается, что сохранение Россией своего места в рейтинге вызвано ухудшением макроэкономической стабильности, которая нивелировала позитивные тенденции в развитии инфраструктуры, здравоохранении и образовании, а также в сфере технической оснащенности. В то же время конкурентоспособность российской экономики продолжает ухудшаться в наиболее проблемной сфере -- на товарных рынках. Конкуренция на них, как внутренняя, так и внешняя, подавляется неэффективностью антимонопольной политики, а также ограничениями, налагаемыми на торговлю и иностранные инвестиции. При этом по уровню защиты прав частной собственности наша страна занимает 126-е место, а по уровню развития институтов -- 118-е, опережая Нигерию лишь на три пункта.