|
|
N°164, 10 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неподсудная скудерия
8 сентября не стал судным днем для «Феррари». Всемирный совет по автоспорту Международной автомобильной федерации (ФИА), собравшийся в среду для обсуждения насущных проблем «Формулы-1», решил не выносить дополнительного наказания итальянской команде за применение командной тактики. Тем, кто забыл эту историю, произошедшую еще в середине июля на Гран-при Германии, напомню ее суть. Лидировавший на протяжении большей части дистанции Фелипе Масса на 40-м круге пропустил вперед Фернандо Алонсо и позволил ему выиграть. Перед этим бразилец получил по радио сообщение от своего гоночного инженера, что напарник едет быстрее. Это и было расценено судьями как манипулирование результатами и нарушение правил спортивной борьбы. По горячим следам «Феррари» оштрафовали на 100 тыс. долл. за применение командной тактики и вынесли вопрос о наказании команды на рассмотрение ФИА.
Автоспортивный мир так и не пришел к единому мнению о том, какие санкции по отношению к скудерии должен применить высший руководящий орган федерации. Кое-кто, особенно в Великобритании, требовал устроить итальянцам «хорошую порку». Не удержался от комментариев и бывший президент ФИА Макс Мосли, требовавший лишить гонщиков заработанных в Хоккенхайме очков. В принципе степень наказания целиком зависела от рассматривавших дело членов всемирного совета. Четко прописанных норм в статье 39.1 спортивного регламента нет.
Но в применение всей строгости закона, что означало бы дисквалификацию команды, не верилось. На слушания даже не пригласили никого из пилотов. Большинство же специалистов сходилось во мнении, что наказание окажется условным. Ситуация очень напоминала ту, что сложилась в российском футбольном чемпионате: все признают, что существуют странные матчи, в которых отсутствуют признаки спортивной борьбы, но доказать, что исход игры был предрешен в результате сговора, никто не может.
Члены всемирного совета тоже оказались перед трудным выбором: формально Масса не получал прямого указания уступить партнеру. В свою защиту руководство «Феррари» предоставило судьям расшифровку телеметрии, доказывающую, что Фелипе за круг перед спорным эпизодом действительно сбросил темп. Правда, обосновать эту потерю скорости возникшими техническими проблемами весьма затруднительно: до самого финиша Масса спокойно держался за «более быстрым» Алонсо, отстав всего на четыре секунды.
Но время для показательного судилища над нарушителями спортивного регламента оказалось не самое удачное. Во-первых, накануне Гран-при Италии обострять отношения с фактическими хозяевами этапа -- дело рискованное. От горячих итальянских тиффози в ответ на жесткий вердикт, вроде лишения очков, заработанных обожаемой ими командой в Германии, можно ожидать самых решительных действий. Во-вторых, для Алонсо после неудачно сложившейся для него бельгийской гонки любая потеря очков значительно осложнит дальнейшую борьбу за титул. В случае если совет решил бы отобрать у него 25 очков за победу на немецкой трассе, испанец практически выбывал из числа претендентов на победу в личном зачете. Лишать чемпионат дополнительной интриги вряд ли входило в планы федерации.
При этом «Феррари» не отсиживалась в глухой обороне. При неблагоприятном развитии событий в Маранелло готовы были отстаивать свою правоту даже в гражданском суде. Еще в одной скандальной истории не был заинтересован никто, что тоже явилось одной из причин, почему дело спустили на тормозах. Чувствуя шаткость позиции обвинения, президент «Феррари» Лука Ди Монтеземоло успел нанести контрудар, потребовав либо более четко сформулировать понятие «командная тактика», либо убрать спорный пункт из правил. Несмотря на это, вину с команды все-таки не сняли. Судьи посчитали, что регламент так или иначе был нарушен, однако наложенный ранее штраф достаточно серьезное наказание. Добавив к этому возмещение судебных издержек, в федерации посчитали инцидент исчерпанным.
Но и кроме разборок с «Феррари» чиновникам было чем заняться. В ФИА озаботились моральным обликом участников Гран-при. Одна из причин такого странного внимания -- история с Флавио Бриаторе, сумевшего доказать незаконность запрета на деятельность, связанную с «Формулой-1», который наложила на него автомобильная федерация. Оскандалившийся бывший директор команды «Рено», которого обвиняли в организации предумышленной аварии Нельсона Пике на Гран-при Сингапура, теперь вновь может занимать руководящие должности в гоночных конюшнях. Правда, для этого ему потребуется получить лицензию, обязательную со следующего года для определенных членов команды. В заявлении ФИА говорится: «Цель новшества состоит в том, чтобы обеспечить соответствие этих сотрудников критериям нового кодекса FIA о деловой репутации. Мера коснется как минимум шести представителей каждой команды, включая ее главу, спортивного директора, менеджера команды, технического директора и двух гоночных инженеров».
Следить за собой теперь придется и гонщикам. Выходка Льюиса Хэмилтона, решившего блеснуть мастерством на улицах Мельбурна, не показалась членам всемирного совета забавной. Уважаемые вершители автоспортивных судеб предложили отныне допускать к гонкам только лиц, имеющих действующее водительское удостоверение. В случае серьезного нарушения действующим пилотом ПДД, повлекшего за собой лишение его прав, моментально последует отзыв гоночной лицензии, без которой участие в гонке невозможно. Если бы такое правило додумались ввести в лихие 70-е годы прошлого века, то скорее всего половина мест в командах осталась бы незаполненной.
Но в федерации с оптимизмом смотрят в будущее «Формулы-1». «Большой цирк» становится еще масштабнее: в календаре следующего сезона запланировано 20 этапов. Продолжается проникновение на Восток: в этом году состоится открытие трассы в Южной Корее, а уже в 2011-м «Формулу» будут ждать в Индии. Трудно сказать, насколько успешной окажется эта экспансия. Строительство корейского автодрома сильно затянулось, и были серьезные опасения, что все работы будут завершены в срок. Корейцы уверяют, что гонка пройдет в намеченные сроки, и уже проводят первые пробные заезды. О строительстве автодрома в Индии информация поступает пока скудная, но вряд ли стоит сомневаться, что вторая по численности населения страна в мире не сможет достойно провести национальный Гран-при.
Сезон получится как никогда долгим и закончится в конце ноября, к радости болельщиков, снова в карнавальной Бразилии. Арабские шейхи не смогли застолбить последний этап в чемпионате за автодромом в Абу-Даби. Но начинать командам придется именно на Ближнем Востоке -- в Бахрейне. Интересно, какая трасса окажется лишней в 2012 году, когда Берни Экклстоун в очередной раз попытается завоевать США.
А вот расширение состава участников, начинавшееся с таким размахом, не состоится. Из кандидатов, доживших до этого дня, федерация не смогла найти ни одного достойного для включения в класс сильнейших. В заключение хочется поздравить единственного нашего представителя в мире больших скоростей Виталия Петрова с днем рождения, которое он отпраздновал 8 сентября. Надеемся, что Виталий в Монце покажет достойный результат, сделав большой подарок не только самому себе, но и всем российским болельщикам.
Дмитрий СИТНИК