Время новостей
     N°165, 13 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2010
Дьявол тебя забери
Новый фильм об экзорцизме на экранах Москвы
«Последнее изгнание дьявола» принадлежит к тому же роду хорроров, что «Изгоняющий дьявола» и его многочисленные продолжения (1973--1990), «Экзорцизм» (2006), основанная на документированных событиях картина «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005) и многие другие.

Главный герой фильма -- молодой популярный пастор Коттон Маркус (его замечательно натурально сыграл телевизионный актер Патрик Фабиан). Маркус родился в семье потомственных экзорцистов и начал свою карьеру в этом ремесле еще ребенком. Став пастором харизматической пятидесятнической церкви (то есть церкви, где принято свободное общение с паствой и поощряются различные методы привлечения внимания людей, что вызывает недоверие большинства традиционно верующих), Маркус перестает верить в то, что делает. Считая залогом своего успеха только психологические приемы и трюки, объясняя совершенные чудеса эффектом плацебо, Маркус решает выступить против опасного доверия экзорцизму и разоблачить методы собственной работы перед телекамерой.

Выбрав из многочисленных приходящих ему писем с просьбами о помощи одно, пастор вместе со съемочной группой отправляется в Луизиану. Там, в деревенской глуши, с нелюдимым, но фанатично верующим отцом и агрессивно настроенным братом живет девочка Нелл. На принадлежащей этой семье ферме по ночам кто-то зверски убивает животных, а утром Нелл просыпается в их крови, но вспомнить ничего не может. Отец уверен, что девочка одержима. Маркус собирается доказать, что проблема в психике ребенка, и уверен: убедительно разыгранный ритуал поможет. Но оказывается, что в этом случае недостаточно просто показать Нелл изображение демонов в древнем бестиарии и пару раз ударить ее током, произнося молитву. Пастору приходится задержаться, чтобы разобраться в происходящем.

Проблема спорного отношения к экзорцизму не очень понятна российскому зрителю. Однако для западной протестантской культуры, которая пытается совместить религиозный и рациональный подход, проблема экзорцизма -- место столкновения мистической и рациональной веры. Главный герой «Последнего изгнания дьявола» произносит сакраментальное: «Если веришь в Бога, то должен верить и в дьявола», -- но сам он уже не верит.

Современные религиозные люди, а особенно американские протестанты разных толков пытаются прийти к вере только в Бога, вере рациональной, привычной, ставшей частью повседневности. Чудеса считаются достоянием древности, демоны -- предрассудком средневековья. В качестве реакции на такой подход и возникают различные мистические направления и учения. Какие-то из них больше упирают на мрачную мистику, какие-то, наоборот, стремятся найти более свободное общение с Богом, установить постоянный контакт с Ним, поддерживаемый творимыми здесь и сейчас «чудесами». В их числе харизматы-пятидесятники, к которым можно отнести церковь, где проповедует Коттон Маркус. Отношение к таким церквам неоднозначное, часто их обвиняют в шарлатанстве. И эти обвинения не всегда бывают беспочвенными.

Одним из фильмов, которыми вдохновлялись создатели «Последнего изгнания дьявола», стала документальная лента «Марджо», вышедшая в США в 70-х годах. В ней рассказывается о проповеднике, который так же, как герой фильма «Последнее изгнание дьявола», с детства стал известен благодаря чудесам и вдохновенным проповедям, но, не захотев дальше обманывать паству, решился разоблачить свои уловки перед камерой.

В контексте периодически всплывающих разоблачений такого рода все чудеса воспринимаются опасливо. И более всего экзорцизм, ведь он сопряжен с реальной опасностью -- люди могут быть травмированы и даже умереть во время обряда. В католичестве, где также практикуют экзорцизм, этому искусству долго и тщательно обучаются в университете в Ватикане, но и там не обходится без громких скандалов. А экзорцисты протестантских направлений могут вообще не иметь никакой подготовки.

Так что повод для сомнений есть, осуждение вроде бы абсолютно оправдано. Но что если демоны действительно существуют? «Последнее изгнание дьявола» эксплуатирует именно эту не новую мысль: не является ли неверие в дьявола самой успешной его победой?

Действие фильма происходит в Луизиане, штате с мистической репутацией. Там теплые болота, кишащие змеями и аллигаторами, центр религии вуду, это место действия множества страшных историй -- от городских легенд о болотных монстрах до рассказов известного мастера ужасов Говарда Лавкрафта. Зловещие и живописные руины к облику штата добавил и ураган «Катрина»...

Мрачная обстановка настоящего луизианского жилого дома, где почти ничего не изменили для съемок фильма, запустелые окрестности, угрюмые фигуры домочадцев склоняют зрителя к вере в самые невероятные вещи. С другой стороны, подчеркнуто документальная стилистика, в которой снят фильм, сам жизнерадостный пастор и очевидные аллюзии на все предыдущие фильмы об изгнании дьявола, такие, например, как портретное сходство Нелл с одержимой героиней фильма «Шесть демонов Эмили Роуз», способствуют скептическому отношению. Да и сами герои фильма обречены на постоянные колебания. Эта двойственная стилистика, которую подкрепляет убедительная игра актеров, выдерживается до самого конца картины. Псевдодокументальность «Последнего изгнания дьявола» в отличие от имитации любительских съемок в «Ведьме из Блер» и «Монстро», где камера трясется, а изображение дергается, копирует манеру съемки телевизионных документальных фильмов, честно и основательно показывая в кадре почти все происходящее.

Продюсеры фильма, имеющие отличный навык работы с триллерами и фильмами ужасов, Эрик Ньюман и Марк Абрахам («Рассвет мертвецов») и Элай Рот («Хостел») предложили идею сценаристам Эндрю Гарланду и Хаку Ботко («Жена по почте»), которые уже работали с псевдодокументальными фильмами, и молодому режиссеру Даниэлю Штамму, снявшему свою дебютную картину «Необходимая смерть» в той же манере. Создателям картины хотелось сотворить что-то оригинальное на основе практически исчерпанной темы. Можно сказать, что им это удалось. «Последнее изгнание дьявола» вряд ли заставит всерьез задуматься о Боге и дьяволе, но это мастерски сделанная динамичная картина действительно предлагает искушенным любителям фильмов ужасов нечто новое, качественное и в меру правдоподобное.

Мария СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино