Время новостей
     N°163, 09 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.09.2010
Причины всплыли
ВР нашла виновных в аварии в Мексиканском заливе
Ответственность за катастрофу в Мексиканском заливе лежит не только на самой ВР, но и на ее партнерах -- Transocean, владельце затонувшей платформы Deepwater Horizon, и Halliburton, компании, занимавшейся укреплением ствола скважины, на которой 20 апреля произошла авария. Об этом говорится в опубликованном вчера 200-страничном отчете по результатам внутреннего расследования ВР.

Как следует из отчета, основными причинами аварии, приведшей к гибели 11 человек, крупнейшей в истории утечке нефти (4,9 млн баррелей) и колоссальным (более 8 млрд долл.) финансовым потерям ВР, стало «сочетание технических неисправностей, человеческого фактора, инженерных просчетов, операционных ошибок и недостатка координации работы персонала». Отмечается, что авария стала следствием неправильных решений многих компаний. У ВР возникли претензии к Halliburton, проводившей обсадку ствола и установку специальных барьеров в забое скважины, которые должны были предотвратить неконтролируемый подъем углеводородов из недр.

Еще больше нареканий вызвала работа сотрудников Transocean, которые неверно оценили результаты теста давления в скважине и, кроме того, в течение 40 минут никак не реагировали на выброс нефти. Не сработало и оборудование арендованной ВР платформы. После того как нефтяной поток достиг сепаратора, который отделяет поднимаемые породы от газа, устройство начало закачивать газ на станцию, вместо того чтобы отправить его за борт. Попадание газа в машинное отделение через вентиляцию привело к взрыву и возгоранию, которое не удалось локализовать при помощи системы пожаротушения платформы. В результате аварии управление станцией было парализовано, и работникам не удалось принять экстренные меры. Кроме того, не сработало и противовыбросное устройство (blow-out preventer), которое должно было автоматически заблокировать скважину в случае утечки.

«Мы с самого начала говорили о причастности нескольких сторон к взрыву на Deepwater Horizon. Представленный доклад делает этот факт еще более очевидным», -- заявил вчера Роберт Дадли, который 1 октября должен стать главой ВР (нынешний руководитель компании Тони Хейворд с октября займет пост в совете директоров ТНК-ВР).

Представленный доклад, в котором значительная часть вины переложена на другие компании, оказал позитивное влияние на рейтинг и котировки акций британской корпорации. Так, агентство Fitch повысило ее долгосрочный рейтинг дефолта эмитента и рейтинг старшего необеспеченного долга с ВВВ до А. Был улучшен и краткосрочный рейтинг с F3 до F1. Как говорится в сообщении агентства, рейтинговые действия «отражают окончание угрозы дальнейшей утечки нефти из скважины Macondo в Мексиканском заливе, улучшение предсказуемости потенциальных сценариев ответственности компании и существенный прогресс BP в сфере накопления ликвидности для потенциальных выплат».

По словам главы ВР в России Джереми Хака, компания не планирует увеличивать объем продаж активов с 30 до 40 млрд долл., о чем шла речь раньше. Не намерена она расставаться и со своей долей в ТНК-ВР. «У нас нет планов продавать свои активы в России, потому что они являются эффективными и стратегическими», -- пояснил вчера г-н Хак. Уверенность ВР во многом связана с тем, что ей удалось увеличить резервные кредитные линии с 5 до 17 млрд долларов.

По результатам расследования британцы подготовили список из 25 рекомендаций, призванных впредь не допустить повторения катастрофы. В частности, это усиление контроля над системами безопасности, более тщательное измерение давления в скважине и анализ состава раствора, цементирующего скважину, а также проверка квалификации персонала. Авторы доклада также отмечают, что в ближайшее время будут обнародованы новые подробности аварии в Мексиканском заливе. Они появятся после того, как станут доступны образцы цемента, при помощи которого Halliburton укрепляла скважину, и будет завершено исследование недавно поднятого со дна противовыбросного устройства.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ
//  читайте тему  //  Экология