|
|
N°164, 10 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пока петух не клюнет
Правительство не может определиться с судьбой зерновых интервенций
Неопределенность в позиции правительства по использованию зернового резерва интервенционного фонда для помощи пострадавшим от засухи регионам на фоне введения эмбарго на экспорт зерна создает дополнительную нервозность на рынке. Газета "Время новостей" решила выяснить, насколько важно для ситуации на рынке распаковать "закрома Родины" и почему этого не происходит вопреки первоначальным обещаниям кабинета министров.
Решение о возможности использования зерна, хранящегося в интервенционном фонде, будет принято только после того, как окончательно станет известен зернобаланс в стране и правительство определится, делать это зимой или весной. Об этом заявила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, выступая 7 сентября перед депутатами Государственной думы на открытии осенней сессии. 6 сентября об этом же говорил президент Дмитрий Медведев на встрече с работниками агропромышленного сектора Центрального федерального округа в Воронеже. Таким образом, в длившемся все лето споре о том, как именно властям воздействовать на рынок зерна, возможно, поставлена точка. Если только российские власти еще раз не передумают.
Следует напомнить, что первоначально предполагалось не только провести интервенции, но и сделать это в непривычно ранний срок -- в начале августа. 21 июля на селекторном совещании с пострадавшими от засухи регионами Елена Скрынник заявила, что интервенции начнутся с 4 августа. «Зерно интервенционного фонда будет реализовано организациям, занимающимся животноводством и птицеводством, а также перерабатывающим и мукомольным предприятиям», -- поясняла тогда глава Минсельхоза.
Однако затем эти сроки начали постепенно отодвигаться, пока не ушли за горизонт этого года. За активное госвмешательство выступал первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий в правительстве аграрный сектор. Минсельхоз колебался. Однако не далее как в минувшую субботу, 4 сентября, премьер-министр Владимир Путин на встрече с главой Мордовии Николаем Меркушкиным обещал последнему помочь зерном из фонда. Правда, на сей раз не назвав конкретных сроков.
6 сентября один из участников встречи президента с работниками АПК Центрального федерального округа обратился к главе государства с просьбой открыть интервенционный зерновой фонд раньше первого квартала следующего года. Глава государства, комментируя эту просьбу, напомнил, что ранее в Таганроге он проводил совещание с производителями зерна, на котором они, наоборот, просили ни в коем случае не открывать интервенционный фонд, пока не будет ясна ситуация с урожаем. «Позиция государства такая, что пока интервенционный фонд не раскрывается», -- сказал президент.
Здесь действительно есть большое противоречие между интересами животноводов, которым нужны корма по приемлемым ценам, и производителями зерна, которые категорически не хотят продавать его по низким ценам. Кроме того, есть интересы покупателей, которые кровно заинтересованы в том, чтобы продукты не дорожали, и интересы правительства, обеспокоенного новым всплеском инфляции.
«Сейчас наступает момент, когда становится критически важна каждая тонна собранного зерна, -- пояснила генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. -- Если удастся собрать 67 млн т, то тогда с учетом переходящих остатков распечатывать интервенционный фонд не понадобится. Но если будет собрано порядка 60 млн, то другого выхода у государства просто не будет». К слову, 7 сентября в Госдуме заместитель министра природных ресурсов и экологии Семен Леви заявил, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогнозирует валовой сбор зерна в текущем году на уровне 61--63 млн т. Если этот прогноз подтвердится, государство будет балансировать на грани необходимости распечатывания зерновых резервов.
По словам г-жи Скрынник, сейчас цены на зерно в России стабилизировались. В среднем килограмм фуражного зерна стоит 5,5 руб., в то время как в 2008-м цены поднимались до 9 руб. за кило. Так что, полагает она, для стабильности на зерновом рынке следует сосредоточиться на подготовке к будущему урожаю. По словам г-жи Скрынник, главное сейчас провести сев озимых.
Но эксперты опасаются, что своей непоследовательностью власти только мешают этому.
«В вопросе открытия интервенционного фонда зерна, на мой взгляд, не такое принципиальное значение имеют сроки, как прозрачность и предсказуемость механизмов распределения этого зерна. Желательно, чтобы это были торги, а не раздача непонятным компаниям по непонятным правилам. И главное, найти баланс, чтобы, защищая интересы животноводства, правительство не навредило растениеводству. То, что власти сейчас многократно меняют собственные решения, влияет на рынок исключительно негативно. Я серьезно опасаюсь, что это может отрицательно сказаться на настрое производителей, которым сейчас надо думать о севе озимых», -- полагает исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.
«Самое важное сейчас -- это регулирование регионального баланса, -- добавляет Елена Тюрина. -- В некоторых регионах, например в Сибири, зерна в избытке, а в Центральной России, серьезно пострадавшей от засухи, его не хватает. В Краснодарском крае и Ростовской области разгорается эпидемия африканской чумы, и скорее всего вывоз зерна оттуда вообще будет запрещен. Но перераспределение зерна между регионами натыкается на проблему железнодорожных тарифов. Если правительство сможет решить эту проблему, то ситуация с обеспечением зерном серьезно облегчится».
Следует напомнить, что, по официальным данным, в интервенционном фонде сейчас хранится 9,5 млн т зерна. Правда, в августе выяснилось, что у Минсельхоза еще в июне кончились деньги на оплату его хранения. Ситуация вроде бы разрешилась, но породила волну разговоров о качестве хранимого там зерна и даже сомнения в его физическом наличии. Некоторые эксперты опасаются, что власти оттягивают сроки распечатывания интервенционного фонда, так как может выясниться, что зерна там меньше, чем официально объявлено, или оно не того класса.
«Государству реально не известны ни точные цифры собранного урожая, ни переходящие остатки. Так что очевидно, сколько точно зерна может быть в интервенционном фонде, также не знает никто», -- убежден руководитель общероссийской общественной организации «Сельская Россия» Сергей Шугаев.
Но дело здесь не только в сроках начала зерновых интервенций или окончательном решении об отказе от них. В частном вопросе использования интервенционного фонда отражается вся ситуация в российской экономике. «Это в любом случае неправильно, потому что вместо использования понятных механизмов мы видим очередной пример ручного управления экономикой. У нас есть федеральный закон о сельском хозяйстве, в котором четко прописано, как формируется и используется интервенционный фонд. Но когда в стране нет аграрной политики, все происходит по наитию. Власти могут попасть, а могут не попасть. И все аграрии оказываются заложниками чужого везения», -- полагает г-н Шугаев.
Вера СИТНИНА