Время новостей
     N°107, 21 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2000
Сто тридцать лет спустя, или Новые приключения идиота
Иван Охлобыстин переосмыслил роман Достоевского
Едва исчерпав запас армейских баек и анекдотов, режиссер фильма «ДМБ» Роман Качанов удивительно легко переключился с «фольклора» на классику. Несколько дней назад он принялся за съемки новой картины под названием «Даун Хаус», в которой роман Достоевского будет подвергнут переосмыслению и модернизации. Автор сценария -- постоянный партнер Качанова актер, публицист и сценарист Иван Охлобыстин. В роли князя Мышкина -- Федор Бондарчук («Бесы», «Кризис среднего возраста», «Восемь с половиной долларов»), Настасья Филипповна -- Анна Букловская, Парфена Рогожина сыграет сам Иван Охлобыстин. В фильме также примут участие легендарная польская актриса Барбара Брыльска, после «Иронии судьбы» знакомая каждому российскому зрителю (она сыграет генеральшу Епанчину), модный питерский режиссер и актер Александр Баширов («Асса», «Игла», «Хрусталев, машину!») в роли Фердыщенко и Елена Кондулайнен. Выбор актеров, по словам Качанова, «осуществлялся по принципу сердечной привязанности». Однако не все актеры, похоже, способны это оценить. Так, Барбара Брыльска заявила: «Может быть, это огорчит режиссера, но я работаю не ради идеи. Я воспринимаю свою профессию как способ заработать на жизнь. Хотя, конечно же, я не на все соглашаюсь». Бондарчук и Кондулайнен проявляют больше энтузиазма: они даже похудели специально для фильма.

В спонсоры подобрались предприятия тематические: например, казино Golden Palace, гостиница «Катерина», ресторан «Львиное сердце». По предварительным расчетам, бюджет картины составит более 30 млн рублей.

На прошедшей пресс-конференции Роман Качанов обрисовал предстоящее его детищу триумфальное шествие. В прокат картина выйдет уже этой зимой. Предполагается осуществлять ее кинопрокат не только по всей России, но и в ряде зарубежных стран, она также появится на кассетах и будет показана по каналам национального телевидения.

Загадочного англоязычного названия «Даун Хаус» пугаться не стоит. Это не «низ дома», не «под домом», не «сумасшедший дом» и даже не разновидность артхауса. Авторы фильма предлагают следующее объяснение: «Даун -- человек, страдающий болезнью Дауна, в просторечии идиот. Хаус -- модное течение в танцевальной молодежной музыке конца XX века». Кстати о музыке: ди-джей Грув пишет для фильма саундтрек в современном стиле.

Авторы фильма обещают оставить сюжет оригинала практически нетронутым. Разве что герои будут носить современную одежду и жить, по-видимому, не в Петербурге, а в Москве (поскольку съемки происходят здесь). Широко будет использована компьютерная графика, например, тела героев будут распадаться на части: ведь, по мнению режиссера, «идиот видит мир по-другому». Несколько изменены характеры персонажей. Так, Ганя Иволгин превращен в «человека неопределенной сексуальной ориентации». К тому же любит заниматься мастурбацией в метро. Да и «идиот», как видно из сценария, несколько нагловат: «На солнце вышел князь Мышкин, двадцати пяти лет от роду и одетый по современному экстравагантно, при четырех серебряных серьгах в правом ухе, и с магнитофоном, который держал на плече. А уже следом за ним, с отчаянными гудками, появился автобус... -- Идиот! Идиот! -- взвизгнул по-немецки водитель. -- Я мог тебя задавить! Ты мог погибнуть! -- Да, в этой бурлящей жизни может случиться что угодно, -- согласился князь, прилепил к фаре жевательную резинку и вошел в салон...».

Свое решение несколько «освежить» великого русского классика Качанов объясняет так: «Мы не замечаем изменений, потому что находимся внутри них. Поэтому, чтобы взглянуть на все происходящее со стороны, имеет смысл взять вечное, классическое произведение и переосмыслить его».

Попытки такого рода переосмысления в кинематографе в последнее время не редкость. Взять хотя бы культовый фильм База Лурманна «Ромео и Джульета» с Ди Каприо. Правда, как заявил нашему корреспонденту Роман Качанов, он о таком фильме никогда не слышал. Так что плагиата можно не опасаться.

Анна СТАРОБИНЕЦ