Время новостей
     N°162, 08 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.09.2010
Подводная коллекция «Фрау Марии»
Россия, Финляндия и Швеция претендуют на затонувшие сокровища Екатерины Великой
Вполне вероятно, что через несколько лет коллекция петербургского Эрмитажа может пополниться новыми экспонатами, деньги за которые были уплачены еще во времена Екатерины II. Дело за малым -- достать ценные артефакты со дна Балтики. Как сообщил вчера на пресс-конференции замруководителя «Росохранкультуры» Виктор Петраков, Финляндия предложила России проект подъема со дна Балтийского моря корабля «Фрау Мария», затонувшего в 1771 году. На борту судна и находятся (причем, по мнению ученых, в целости и сохранности) так и не доехавшие до Эрмитажа полотна голландских мастеров Яна ван Гойена, Филипса Воувермана, Адриана ван де Вельде и ученика Рембрандта Герарда Доу, а также всякая «мелочь» -- коллекции фарфора и монет, золотые и серебряные статуэтки.

«Финны предложили нам проект стоимостью 80 млн евро, рассчитанный на семь лет», -- сообщил журналистам г-н Петраков. Проект не из дешевых, однако он должен окупиться сторицей -- представители «Росохранкультуры» заверяют, что на затонувшем корабле могут находиться исторические ценности, чья совокупная стоимость приближается к 1 млрд евро.

Считается, что произведения искусства были закуплены на аукционе в Амстердаме графом Андреем Петровичем Шуваловым (племянник всесильного канцлера елизаветинских времен Александра Шувалова), по личному указанию Екатерины Великой. Как утверждает президент фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей», бизнесмен Артем Тарасов, в Амстердаме русскими эмиссарами в числе прочего была приобретена картина некоего придворного голландского художника, за которую были заплачены невиданные по меркам XVIII века деньги. «Если переводить это в наши деньги, это 100 млн евро», -- поведал г-н Тарасов.

В ночь на 9 ноября 1771 года «Фрау Мария» покинула свою последнюю стоянку -- шведский порт Або (ныне это финский город Турку). Флейт (так называется тип военно-транспортного судна, к которому принадлежит «Фрау Мария») отличался высокой скоростью, большой вместимостью и прекрасными по тем временам мореходными качествами. Однако балтийские шторма оказались сильнее -- попавший в бурю корабль налетел на скалы. Экипажу, включая самого графа Шувалова, удалось спастись, однако весь бесценный груз пошел ко дну. Впрочем, исторические легенды свидетельствуют, что пассажиры выпрыгивали за борт, прихватив с собой золотые монеты, а кто-то из матросов или офицеров даже взял с собой несколько картин. Последнее маловероятно: полотна были упакованы в свинцовые ящики, которые открыть, особенно в шторм, не так-то просто. Судя по архивам голландских аукционов, с которыми ознакомился г-н Тарасов, в XVIII веке существовало два типа упаковки картин -- либо в ящиках, либо в специальных свинцовых контейнерах. «Холсты сворачивались в трубку, их помещали в свинцовую бочку, заливали воском и запаивали», -- рассказал Тарасов. Данное обстоятельство и дает повод предполагать, что картины сохранились. Есть исторические свидетельства о том, что Екатерина II в течение трех лет не оставляла попыток найти останки судна. Следовательно, делают вывод эксперты, императрица была уверена в том, что картины переживут кораблекрушение.

В 1999 году группа финских дайверов под руководством 56-летнего кладоискателя Рауно Койвусаари обнаружила «Фрау Марию» недалеко от островов Юрмо и Бургсте на глубине около 40 метров. Аквалангистам удалось поднять лишь малую, но весьма ценную долю -- судовую кассу корабля, в которой находилось почти 700 монет. Заметим, что извлеченные со дна ценности перешли в собственность Финляндии. В настоящее время место, где затонул корабль, помечено буйками, оно тщательно охраняется от «пиратов Балтийского моря» -- черных археологов. Проблема заключается в том, что корабль затонул в районе Аландских островов -- в территориальных водах Швеции, которые впоследствии стали российскими, а с 1917 года являются частью акватории Финляндии. Таким образом, на затонувшие сокровища вправе претендовать три государства. Не следует исключать, что интерес проявят и Нидерланды -- страна, где были куплены злополучные картины.

Впрочем, пока что власти Финляндии, ссылаясь на то, что затонувшее судно находится в заповедной зоне Аландских островов, не дают разрешение на подъем судна. Кроме того, согласно финскому законодательству о памятниках древности погибшее судно, которому 100 лет и более, найденное в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям. Но водолазы могут поднять лишь груз, навсегда оставив «Фрау Марию» на балтийском дне.

Михаил МОШКИН