Когда 6 сентября Америка отмечала общенациональный праздник День труда, президент Барак Обама в городе Милуоки штата Висконсин произнес речь, в которой обозначил основные задачи администрации в сфере занятости. Экономическую политику стоящей ныне у власти Демократической партии неустанно критикуют соперники из республиканского лагеря. К разразившемуся в 2008 году финансово-экономическому кризису привела политика предшественников Обамы из числа республиканцев, однако теперь ему выпала тяжелая миссия по оздоровлению экономики.
«Эти годы были, пожалуй, самыми трудными в нашей истории, -- сказал президент. -- Семьи, принадлежащие к среднему классу, вдруг обнаружили, что находятся в наихудшем положении за все годы, что охватывают жизнь нашего поколения. Проблемы, с которыми столкнулись семьи работающих граждан нашей страны, не новы. Но они серьезнее, чем когда-либо. На протяжении жизни многих поколений именно американский средний класс возносил американскую экономику на такой уровень, что нам завидовал весь мир. И так должно быть и впредь».
Для этого Барак Обама предложил выделить в ближайшие шесть лет 50 млрд долл. из федерального бюджета на строительство новых и перестройку уже существующих общефедеральных дорог. В общей сложности он обещал проложить около 240 тыс. км шоссейных дорог, которых «достаточно для того, чтобы опоясать земной шар шесть раз». Также будут обновлены 6,5 тыс. км железных дорог -- «этого достаточно, чтобы протянуть колею с одного побережья до другого». Реконструкции подвергнутся и около 250 км взлетно-посадочных полос американских аэропортов. По мнению Барака Обамы, его план по переустройству всей системы дорог в США позволит подстегнуть экономику и создать новые рабочие места.
Из всей речи президента наблюдатели особо отметили именно обещание выделить 50 млрд долл. на строительство дорог. И это сразу же вызвало шквал противоречивых комментариев. Республиканцы не преминули напомнить о том, что и прежде администрация направо и налево тратила бюджетные средства и что нынешний проект может иметь только один результат, а именно повышение налогов. Однако сегодня Обама намерен предложить расширить налоговые льготы для стимулирования предпринимательской активности
(см. стр. 5).
Впрочем, в планах масштабного финансирования инфраструктурных проектов нет ничего нового. Это одно из основных положений кейнсианской экономической теории, диктующей необходимость увеличения государственных расходов ради обеспечения занятости населения. Кризис 2008--2009 годов, как считают многие аналитики, уже миновал, но возможность его повторения не исключена. Поэтому линия, избранная Обамой, выглядит вполне логичной. Как отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» главный научный сотрудник Института экономики РАН Виталий Маневич, кейнсианские меры в принципе вполне могут работать и в кризисные времена (как в Америке в 1930-е годы, во времена президентства Франклина Рузвельта), и не в кризисные -- они успешно работали в Европе в 1950-е годы.
Политолог-американист Константин Аршин заметил «ВН», что план Обамы продолжает линию Франклина Рузвельта, при котором была создана современная система дорог в США. Поскольку безработица в стране растет, а все усилия администрации Обамы по ее снижению успехом пока не увенчались, общенациональная программа строительства может снизить остроту этой проблемы. Впрочем, одновременно эта программа увеличит объем денежной массы, что будет способствовать инфляции и угрожать углублением рецессии.
Многие наблюдатели отмечают, что заявление Обамы мотивировано конъюнктурной необходимостью поднять рейтинг Демократической партии в преддверии ноябрьских промежуточных выборов в конгресс. Экономика -- один из слабых пунктов в программе демократов. Поэтому Обаме и всей партии необходим яркий политический ход, который продемонстрировал бы избирателям заботу администрации о нуждах простых американцев.
Как отметил в беседе с «ВН» директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин, в инициативе Обамы сочетаются антикризисные меры и предвыборный расчет, при этом инициатива рассчитана не только на грядущие в этом году промежуточные выборы, но и на среднесрочную перспективу: «Обама хочет быть президентом на два срока. Кроме того, он хотел бы, чтобы и после его ухода в Белом Доме остался президент-демократ. Значит, ему надо работать не только на себя, но и на всю партию».
Для этой цели масштабный проект наподобие реконструкции общефедеральных дорог подходит как нельзя лучше. Поскольку дорожные работы в тех штатах, по которым они проходят, создают новые рабочие места, это позволяет влиять на настроения губернаторов путем направления средств федерального бюджета туда, где это нужно администрации. Решение проблем через создание новых рабочих мест, по мнению г-на Злобина, гораздо эффективнее, чем чисто административные меры.