|
|
N°162, 08 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«У большинства киргизских политиков советская ментальность»
Через несколько дней в Киргизии официально стартует предвыборная кампания, а 10 октября в стране состоятся парламентские выборы. По их итогам должно быть сформировано правительство парламентского большинства. Начало его работы будет означать, что Киргизия стала первой страной в Центральной Азии с парламентской системой власти. Среди 29 политических партий, готовящихся принять участие в выборах, неожиданными кадровыми метаморфозами обратила на себя внимание партия «Объединенное народное движение» (ОНД), связанная с именем известного киргизского политика Азимбека Бекназарова. Он оказался единственным из вице-премьеров временного правительства Киргизии, кто не сдержал обещания уйти в отставку с этого поста, чтобы участвовать со своей партией в выборах. Вместо него и.о. председателя ОНД стал банкир Муратбек Мукашев, а предвыборный штаб и партийный список на выборах возглавил экс-министр МЧС, бывший посол Киргизии в Малайзии и Турции 56-летний Мамбетжунус АБЫЛОВ. В интервью обозревателю «Времени новостей» Аркадию ДУБНОВУ он объяснил, как это произошло.
-- Демократическая партия развития, которую я возглавлял, воздержалась от участия в выборах ввиду слабости ее финансового положения. И я принял предложение лидера ОНД Бекназарова идти на выборы в рядах его партии. Сам Бекназаров не смог возглавить предвыборный список ОНД, поскольку он остается вице-премьером правительства.
-- А почему он не выполнил обещание уйти в отставку после проведения конституционного референдума -- боялся проиграть на парламентских выборах?
-- Думаю, лучше задать эти вопросы самому Бекназарову. Что касается меня, то я думаю, дело в другом. Апрельская смена власти в стране привела к гибели очень многих людей, их родственники требуют наказания виновных. Следствие еще не закончено, ответственные за трагедию находятся в бегах и, стремясь избежать тюрьмы, оказывают давление на следствие. Если бы Бекназаров покинул пост в правительстве, где он курирует правоохранительные органы, то эти преступники могли уйти от ответственности. Если бы он побоялся проиграть на выборах, то зачем надо было ему пускать на них свою партию?
-- И поэтому третьим номером в списке он поставил своего сына?
-- Его сын -- активный участник апрельской революции, он возглавляет в партии молодежное крыло. Партия заявила на съезде о поддержке молодежи и в качестве доказательства включила в список кандидатов третьим лидера молодежного крыла Бекназарова.
-- В ОНД, считающее себя главным мотором апрельской революции этого года, входили те же самые люди, что вместе с Бекназаровым привели к власти в марте 2005 года Курманбека Бакиева. Не несет ли ОНД ответственности за созданный Бакиевым семейный режим?
-- Соратники Бекназарова -- Атамбаев, Текебаев, Сариев -- после прихода к власти, повторив ошибку Бакиева, решили не связывать себя дальше с ОНД. Поэтому Бекназаров, знающий цену такой ошибки для страны, превратил данное движение в политическую партию. В случае нашей победы ОНД станет не только мотором апрельской революции, но и единственным гарантом тех обещаний, которые были приняты в период борьбы с бакиевским режимом, то есть гарантом грядущих перемен в стране. Что касается ответственности политиков, приведших к власти Бакиева, то я с вами согласен лишь в отношении людей, но не ОНД, поскольку его тогда не существовало.
-- Почему вы до сих пор не озвучивали свою позицию по отношению к трагическим июньским событиям на юге Киргизии?
-- Это очень деликатный вопрос. Без ясного понимания причины возникшего на юге страны бесчеловечно жестокого межнационального конфликта нельзя было проявлять красноречие. Даже у членов специально созданной госкомиссии до сих пор нет единого мнения об этой трагедии. Ситуация на юге страны все еще взрывоопасна. Любое неосторожное слово может вновь спровоцировать межнациональный конфликт. Поэтому могу ответить лишь так: в этом конфликте виновата больше власть, не ощущающая свою ответственность перед обществом и гражданами и допускающая кровопролитие.
-- За пределами Киргизии многие считают, что в политической жизни страны сегодня доминирует радикальный национал-патриотизм, представляющий серьезную угрозу для демократического развития страны. Это так?
-- Возможно, такое мнение возникает потому, что во внутриполитических баталиях активно участвуют в основном представители коренного населения, дважды это уже приводило к смене власти в стране. На самом деле мало кого из киргизских политиков можно назвать национал-патриотами, у большинства из них советская ментальность. Несмотря на декларирование различных политических взглядов, они скорее приверженцы административно-командной системы. Различие состоит лишь в том, что они предпочитают еще и семейное правление...
-- Но разве не ярым национал-патриотом и очевидным популистом выглядит основатель ОНД Азимбек Бекназаров, демонстративно поддержавший одиозного мэра Оша Мэлиса Мырзакматова, считающегося креатурой пробакиевских сил? Или это всего лишь предвыборная попытка заручиться голосами на юге страны?
-- Ярлык радикала Бекназарову не совсем подходит, он национал-патриот, но не националист. В период Советского Союза киргизский язык превратился в бытовой кухонный язык, так как под предлогом интернационализма тогда осуществлялась русификация. Национал-патриоты -- это те люди, которые пытаются сегодня возродить свой родной язык и превратить его в полноценный государственный. Они, в том числе Бекназаров, поддерживают при этом стремление придать русскому языку статус официального в Киргизстане.
Что касается Мырзакматова, то Бекназаров имеет с ним лишь служебные отношения, поскольку оба они работают сегодня в исполнительной власти. Их совместное появление перед митингующей публикой в Оше является следствием слабости центральной власти, ведь в техническом правительстве, кроме Бекназарова, нет ни одного колоритного представителя юга. А представители севера в правительстве, если признаться откровенно, сегодня просто боятся появляться на юге. Увы, такая политическая реальность в Киргизстане.
-- Разделяете ли вы опасения некоторых лидеров соседних с Киргизией стран, что парламентская система угрожает стабильности не только в вашей республике, но и во всем регионе?
-- Киргизская парламентская система не может стать угрозой для стабильности в регионе. Вместе с тем она создает определенную дисгармонию в отношениях с нашими стратегическими партнерами. Например, все главы государств в СНГ, кроме Киргизстана, обладают сегодня необходимыми полномочиями для принятия от имени своего государства неотложных решений. Глава же киргизского государства теперь должен будет получать для этого разрешение от своего парламента. Может случиться так, что парламент не даст такого разрешения, и неотложные вопросы СНГ могут зависнуть в воздухе. Поэтому Киргизстану целесообразно гармонизировать нормативно-правовые основы сотрудничества со своими стратегическими партнерами.
|