Время новостей
     N°161, 07 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.09.2010
Стратегия-2025
Александр Хлопонин показал Владимиру Путину план развития Северного Кавказа
Полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин представил вчера проект стратегии развития СКФО, анонсированной им сразу же по вступлении в должность в январе этого года. Напомним, полпред Дмитрия Медведева по должности является и заместителем председателя правительства. И первым официальную презентацию новой кавказской стратегии увидел Владимир Путин, а не Дмитрий Медведев. Произошло это за пределами Северо-Кавказского федерального округа, но не далеко -- совещание по стратегии премьер провел в Сочи. Когда СКФО был только создан, многие наблюдатели отмечали, что одной из целей этой реформы кавказского управления является административно-географическое отделение Сочи с его олимпийским будущим от вечно стреляющего и взрывающегося Северного Кавказа.

В прошлый раз вопросы развития СКФО обсуждались на территории округа -- в июле Владимир Путин в качестве беспартийного лидера партии «Единая Россия» приезжал в Кисловодск на региональную партконференцию, которая сначала собралась в Нальчике (Кабардино-Балкария), но для итогового заседания с участием премьера переместилась в более надежное Ставрополье. Тогда кавказские республики представили свои инвестиционные проекты, которые им хотелось бы увидеть включенными в общую стратегию, а Владимир Путин рассказал о своем видении северокавказского будущего. Вчера же Александр Хлопонин представил г-ну Путину проект стратегии, которая по идее должна стать одним из главных инструментов реализации этого видения. Рождается стратегия непросто: хотя зимой обещали готовую бумагу к июлю, в начале сентября есть только проект, а некоторые ключевые позиции, от которых зависит будущее стратегии в целом, остаются в фазе разработки.

В силу того, что главные идеи насчет реформирования Северного Кавказа постоянно обсуждаются на разных уровнях с момента формирования СКФО, ничего сенсационно нового представленный проект не содержит. Речь по-прежнему о том, чтобы с помощью мер по социально-экономической реабилитации Северного Кавказа справиться с кавказской нестабильностью. Владимир Путин признал, что ситуация непростая, но заверил, что террористы не смогут помешать реализации намеченных планов.

Г-н Хлопонин в свою очередь постарался уточнить сами планы. По его словам, общая стоимость одобренных инвестиционных проектов на Северном Кавказе составит около 600 млрд руб. Планируется создать не менее 400 тыс. рабочих мест (об этом, как и в июле на конференции "Единой России" в Кисловодске, сказал сам премьер-министр), увеличить годовой темп роста ВВП по северокавказским регионам до 7,7% и поднять среднюю зарплату в Северо-Кавказском федеральном округе до 23 тыс. руб. к 2025 году.

Пожалуй, единственный параметр, который действительно мог бы «качнуть» кавказскую ситуацию в лучшую сторону (особенно если исходить из предположения, что в ряды боевиков местных жителей гонит безработица), -- это заданное премьер-министром число новых рабочих мест.

400 тыс. новых вакансий существенно снизили бы социальную напряженность на Северном Кавказе, где работы пока не прибавляется, а население стабильно растет. Но если считать, что за год достижения поставленных целей на этот раз принят 2025-й, а в одном Дагестане, по подсчетам демографов, в год образуется 35 тыс. пар избыточных рабочих рук, получится, что эта дополнительная емкость рынка труда окажется выбрана еще до ее создания, если вообще удастся осуществить эти пожелания премьера.

Что касается объемов финансирования Северного Кавказа, они не выглядят запредельными. Но вместе с тем нынешний объем финансирования Кавказа за счет инвестпроектов намереваются почти удвоить. Г-н Хлопонин сказал, что 600 млрд руб. составит совокупная стоимость всех одобренных инвестиционных проектов, то есть это средства, которые должны прийти на Кавказ помимо традиционных вливаний из федерального бюджета. Эти вливания, как заметил на июльской конференции в Кисловодске Владимир Путин, составили около 800 млрд руб. за последние десять лет. Таким образом, если предположить, что в ближайшие годы финансирование из федерального бюджета не будет существенно снижаться или, наоборот, расти (для таких оптимистических ожиданий пока оснований нет), выходит, что за счет инвестпроектов регион дополнительно получит ненамного меньше денег, чем из казны. Г-н Хлопонин не скрывает, что государству придется вложиться и в инвестпроекты -- например, 60 млрд руб., по предварительным прикидкам, будет стоить создание базовой инфраструктуры для начала их реализации.

По идее дальше должны появиться инвесторы, которым государство гарантирует до 70% вкладов и таким образом старается их убедить вложить деньги в нестабильный регион в надежде, что после этих вложений стабильность возрастет. Но сам Александр Хлопонин сообщил вчера в Сочи, что положение о специальных госгарантиях пока только готовится. А Владимир Путин снова высказал лишь общее пожелание -- чтобы процесс предоставления таких гарантий не был излишне забюрокраченным и громоздким. Премьер также попросил о содействии представителей Сбербанка и Внешэкономбанка, который, согласно планам г-на Хлопонина, должен создать на Кавказе институт развития.

Не далее как 11 августа на совещании в том же Сочи у президента Медведева Александр Хлопонин был вынужден признать на примере Дагестана, что с привлечением инвестиций дела пока идут трудно, в том числе потому, что на Кавказе нет залоговой базы для обеспечения госгарантий для инвесторов. Например, выяснилось, что единственное, что Дагестан готов отдать в залог, -- это минные поля.

Дать 70-процентную гарантию инвестору под залог минных полей даже государственные кредитно-финансовые учреждения могут только по непосредственному указанию руководства. А пока система гарантий не выработана, главным и единственным инвестором Северного Кавказа рискует остаться само федеральное правительство, которое, если выдерживать заданную планку, фактически удвоит свои кавказские траты.

В ближайшей перспективе правительство склонно оперировать куда более скромными суммами: Владимир Путин подтвердил намерение на 6 млрд рубл. увеличить Инвестиционный фонд и за счет этих средств финансировать целевым образом несколько первоочередных кавказских проектов. В этом перечне премьер назвал газоперерабатывающий комплекс, не имеющий пока ясной географической локализации, завод в Кабардино-Балкарии и два индустриальных парка в Ставрополье, которое и так является экономическим локомотивом СКФО и в целом не слишком счастливо от своего административного объединения со специфическими во всех отношениях горными республиками.

Эксперты умеренно оптимистично отзываются о проекте стратегии. «Хорошо, что такая программа развития есть. По крайней мере центр высказал свое видение того, чего он хотел бы добиться от Кавказа, -- говорит директор центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM Денис Соколов. -- К сожалению, почти каждый очевидный плюс этой программы развития уравновешивается минусами. Вся стратегия построена на инвестиционных проектах. Но инвестиции без институциональных реформ ведут к росту разницы доходов беднейших и богатейших слоев населения и к увеличению коррупции. Между тем роста душевого дохода, от которого как раз и зависит перспектива относительного умиротворения Кавказа, не происходит. Вся дополнительная денежная масса рискует рассосаться по тем же местам, в которых она обычно исчезала до сих пор, то есть главным образом на покупку квартир и бизнеса в Москве и Кисловодске. Хорошо, что создается институт развития как центр принятия инвестиционных и финансовых решений, прозрачный и независимый от республиканских элит. Но республиканские элиты и республиканские бюджеты никуда не деваются, и это означает возможность дублирования бюджетов. На Кавказе и так очень любят дважды отчитаться за одних и тех же овец. В целом же об институциональных реформах речи пока нет. А если центр на них решится, это неизбежно приведет к временному падению управляемости даже по сравнению с той ситуацией, какая существует на Кавказе сейчас. Для такой реформы нужна политическая воля».

Но пока носители политической воли, похоже, согласны с тем, как устроен Кавказ в институциональном плане. Вчера Владимир Путин в очередной раз похвалил Рамзана Кадырова, сказав, что «Чечня в надежных руках». Напомним, с конца прошлой недели Рамзан Кадыров больше не является президентом Чечни -- он отказался от этого титула, вдохновившись давно существующей на Кавказе идеей, что президент в стране должен быть только один. Сам Рамзан Кадыров носит теперь почетное наименование «глава республики», как и принявший аналогичное решение еще в 2005 году глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. В институциональном плане от переименования пока ничего не поменялось: имя Рамзан Кадыров по-прежнему само по себе означает целый политический институт, вес которого на всем Северном Кавказе неуклонно растет при поддержке из Москвы.

Корпорация развития Северного Кавказа, создаваемая на базе Внешэкономбанка (ВЭБ), может заработать уже в ноябре, заявил вчера журналистам председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев по итогам совещания у премьер-министра Владимира Путина. "На совещании была поддержана форма, при которой ВЭБ создает 100-процентную "дочку", соучредителями которой, впоследствии акционерами, могут стать другие крупные государственные и коммерческие банки", -- сказал он. По его словам, "задача этой организации -- условно ее можно назвать корпорация развития Северного Кавказа или агентство по поддержке и привлечению инвестиций -- опираясь на ресурсы государственных банков, привлекать инвестиции как российских, так и зарубежных инвесторов". Говоря о сроках создания института развития, Дмитриев отметил, что он может заработать уже в этом году. "Мы взяли на себя задачу запустить институт развития в ноябре этого года, а в ближайшее время на наблюдательный совет будет вынесено соответствующее предложение", -- сообщил председатель Внешэкономбанка. Одна из задач, которую будет осуществлять новая корпорация развития -- отбор рентабельных проектов. "Это будет осуществляться за счет профессионального отбора проектов, жизнеспособных, профессионально подготовленных, и за счет финансирования предпроектной стадии, что для Северного Кавказа является серьезной проблемой", - сказал Дмитриев. По его словам, "агентство будет оказывать и консультационную помощь как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне отдельных инвесторов с точки зрения структурирования проектов и реализации их на принципах государственно-частного партнерства... Корпорация сможет также создавать проектные компании под конкретные проекты, которые они же и будут генерировать". ИНТЕРФАКС

Иван СУХОВ