|
|
N°162, 08 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бабушка с бородой
Вступать ли России в НАТО
Эксперты Атлантического совета США (ACUS) активно обсуждают отношения России и НАТО, особенно в аспекте появления новой стратегической концепции НАТО. Смысл дискуссии сводится к тому, что максимально тесные отношения России с альянсом -- лучший вариант обеспечения глобальной безопасности.
Недавно блицинтервью с постоянным представителем России при НАТО Дмитрием Рогозиным провел один из ведущих экспертов в области международной безопасности ACUS Сервар Кашмери. Эксперт задал вопрос о том, что Дмитрий Рогозин посоветовал бы усовершенствовать в формате Совета Россия--НАТО (СРН). Постпред в диалоге с экспертом ACUS призвал НАТО быть более открытым на заседаниях и позволять России участвовать в обсуждении повестки альянса. «Нельзя продолжать придерживаться в качестве подхода, в качестве позиции, блокирования обсуждения всей повестки НАТО на площадке 29 стран. Нам нужен новый формат для нашего сотрудничества, мы должны быть честно вовлечены в процесс принятия решений в альянсе», -- полагает Дмитрий Рогозин.
Сервар Кашмери спросил, как российский постпред после двух с половиной лет пребывания в должности оценивает работу НАТО и Совета Россия--НАТО. «Я достаточно долгое время нахожусь на этом посту, чтобы хорошо понять всю внутреннюю ситуацию внутри альянса. Я вижу, что НАТО отнюдь не является монолитом. В альянсе много противоречий, расходятся оценки, сделанные официально и неофициально, много разных интересов, при этом США имеют доминирующее влияние. Наиболее существенный конфликт интересов касается общего видения будущего НАТО. И все же 29 стран СРН призваны создавать прочный мир в Евроатлантике. Я надеюсь, что СРН станет таким форумом, где все страны будут объединять свои национальные возможности для поддержания безопасности», -- полагает г-н Рогозин.
В ходе беседы Сервар Кашмери упомянул конференцию, организованную в феврале этого года ACUS в Вашингтоне, на которой госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала, что вполне может себе представить Россию в качестве члена НАТО. Однако Дмитрий Рогозин более осторожен в оценках, что обусловлено не очень доброжелательным отношением к России новых членов НАТО из Восточной Европы (бывших соседей из соцлагеря), да и с США у России есть серьезные разногласия. Дмитрий Рогозин сравнил отношения России и Прибалтики с отношениями, сложившимися между Северной Америкой и Латинской Америкой. Трудности в отношениях географических соседей, на его взгляд, распространенная проблема.
Пока разговоры о реальном вступлении России в НАТО напоминают Дмитрию Рогозину анекдот -- станет ли бабушка дедушкой, если отрастит бороду. Для превращения военной структуры России в близкий НАТО формат не требуется существенных усилий. А вот для преодоления всех политических противоречий, различий во взглядах на некоторые вопросы безопасности нужно время и кардинальные перемены, прежде всего в российском обществе. То же относится, по мнению Дмитрия Рогозина, и к вопросу вступления России в Евросоюз. «Россия -- важная часть Европы, но для нашей страны очень трудно подобрать правильный формат взаимодействия», -- считает постпред России при НАТО.
Дмитрий Рогозин убежден, что России нужны союзнические отношения с Западом, и политические, и экономические. Политик констатирует, что «кнопка перезагрузки» недостаточно работает, ничего в принципе не меняет, а вот сравнение с «загрузкой нового софта» можно назвать более удачным и отвечающим ситуации. Новая программа должна отвечать новым задачам вовлечения России в работу вместе с альянсом. Именно эти задачи должна отражать новая стратегическая концепция НАТО. «Я верю, что наши отношения с НАТО будут намного лучше», -- заключил Дмитрий Рогозин.
В свою очередь эксперт ACUS Томас Валасик, директор лондонского отделения Центра европейских реформ, полагает, что новая стратегическая концепция альянса многое определит в отношениях с Россией. Прежде всего этому будет способствовать поставленная цель унифицировать мнения всех союзников, особенно "младонатовцев", в отношении России. В докладе «группы мудрецов» и лидера экспертной группы Мадлен Олбрайт «НАТО-2020: Гарантированная безопасность, динамичное взаимодействие» подчеркивается, что в силу своих масштабов Россия неизбежно будет играть заметную роль в формировании условий евроатлантической безопасности.
Новая стратегическая концепция-2020 должна способствовать улучшению понимания важности России со стороны всех государств -- членов НАТО, сближению их позиций. Таким образом можно подготовить почву для более содержательного сотрудничества НАТО и России.
Мадлен Олбрайт предлагает в новой концепции более конструктивное взаимодействие с Россией на ближайшие десять лет. Заложена даже некая «подгонка» стратегического документа альянса с ориентацией на будущий сценарий развития отношений с Россией, что можно расценивать как обозначенный временной коридор -- 2010--2020 годы - для возможного вступления России в НАТО.
Томас Валасик отмечает, что Россия пытается соревноваться с НАТО в своем влиянии на Восточную Европу. На его взгляд, именно эта конкуренция и является основой претензией со стороны России к расширению альянса на восток. Это один из моментов системных противоречий, когда обе стороны искаженно воспринимают действительность. Ни Россия не претендует на экспансию в восточноевропейский регион (в отличие от советского режима), ни НАТО не озабочено расширением, чтобы создать враждебное России окружение. Как раз вовлечение России в работу альянса и есть самый яркий пример эффективного расширения НАТО на восток. Более того, убеждены в ACUS, все союзники НАТО будут чувствовать себя более защищенными от существующих угроз и вызовов, если Россия будет вовлечена в кооперацию с альянсом настолько тесно, насколько это возможно.
Томас Валасик, как и Дмитрий Рогозин, находит не очень точным определение «перезагрузка», так как, по мнению эксперта, параллельно с этой перезагрузкой альянс адресует России второй посыл -- восстановить прежний уровень доверия. Эти два посыла вместе не могут быть эффективными, считают в ACUS, так как способствуют несогласованным дипломатическим действиям. Нельзя что-то пытаться восстанавливать в прежнем формате и тут же призывать что-то перезагружать, то есть менять. Например, в настоящий момент, какие бы усилия по восстановлению доверия после 2008 года (войны России с Грузией, на время заморозившей ее отношения с альянсом) ни прикладывались, любые учения НАТО без участия России будут вызывать новую эскалацию недоверия с российской стороны.
В ACUS предлагают рассматривать меры по восстановлению доверия как подготовку к перезагрузке отношений, и это вносит больше ясности относительного того, почему ожидаемых результатов объявленной reset пока нет. Основным практическим шагом и одновременно требованием для успешной перезагрузки отношений является преодоление опасений, что Россия продолжает стремиться сеять рознь между странами -- членами НАТО, стравливать их между собой. С другой стороны, убеждены в ACUS, пока в альянсе не будет уменьшена критическая масса негативного отношения некоторых стран к России, руководству НАТО будет трудно достичь позитивных изменений и в мышлении российских властей.
Ольга КОЛЕСНИЧЕНКО