|
|
N°148, 16 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
НАТО уже в центре России
Пикирующие орлы бундесвера приземлились в Иванове
В 98-ю воздушно-десантную дивизию (ВДД) в Иванове приехал целый взвод -- 30 человек -- немецких десантников. Орлы из бундесвера (на кокардах их бордовых беретов изображен пикирующий на добычу орел) действуют по международной программе «Партнерство во имя мира», цель которой -- сблизить еще недавно враждебные армии, обменяться опытом миротворческой деятельности, приобрести навыки совместной борьбы с терроризмом и техногенными катастрофами.
Гости вместе с нашими десантниками уже совершили по четыре прыжка с Ан-2 и Ил-76. Тип самолета и количество прыжков они записывают на своих касках. В эти выходные начинается ротное тактическое учение: и по лесам предстоит побегать в полном снаряжении, и окопы отрыть, пострелять из всех видов российского стрелкового оружия (своего они не привезли). А еще немцы будут учиться водить наши боевые машины. Сценарий ситуации, который при нас обе стороны совместно отрабатывали на макете местности, таков: российско-германский контингент выполняет в каком-то регионе земного шара миротворческую операцию.
Языковой преграды нет, поскольку пятеро немецких десантников выходцы из Казахстана и Киргизии. От Виталия Реберга я услышал: «Мне лично пища нравится, а немцы к такому не привыкли». Будто он уже и не немец. В 1995 году Виталий с родителями переехал в Германию. В обычной школе не потянул из-за плохого знания языка и из 9-го класса ушел учиться на зубного техника. Но и там не получилось. Подписал контракт с бундесвером на четыре года. Виталий женат, скоро будет ребенок. Обычно немцы из России женятся на своих, русских немках. Женатым, кстати, платят больше. У Виталия выходит около 2 тыс. евро в месяц против 1200 у холостяка. С рождением ребенка последует существенная надбавка. За наем квартиры, которые в Германии очень дороги, военнослужащий не должен платить больше 18% своего денежного довольствия, расходы свыше этой цифры берет на себя государство.
Все гости -- контрактники. Обычно после девяти месяцев срочной службы контракт заключается на 23 месяца, понравилось -- еще на 4 года и так далее. Во взводе выходцы из разных социальных слоев, хотя в Германии не акцентируют на этом внимание. Кроме немцев есть во взводе поляк, турок и итальянец, ставшие гражданами ФРГ.
-- Это обычный взвод из «бригады-26», -- говорит полковник Эльмар Аут из аппарата военного атташе при посольстве ФРГ в России. -- Просто он оказался на этот момент «под рукой».
Бригада располагается недалеко от границы с Францией, тесно работает с французами, есть обмены и с американцами. Часть сил сегодня выполняет задачи в Афганистане. До этого были в Югославии и в Африке. В России немецкие десантники впервые за всю послевоенную историю. Российские просторы позволяют отрабатывать даже крупную, по понятиям немцев, операцию -- с участием двух батальонов. В понятие специальных операций, говорит полковник Аут, входит и миротворчество, и борьба с диверсантами. То, что несколько человек во взводе близоруки и вынуждены носить очки, полковника не смущает. Говорит, что в ФРГ только летчики не могут носить очки.
Немцы ребята смелые, отмечают наши инструкторы, -- это было видно во время прыжков -- и толковые: прилетели в воскресенье, а в понедельник уже овладели навыками укладки незнакомого им парашюта. Вообще-то дома они парашюты сами не укладывают -- для этого есть специально обученные люди. Кроме того, у них парашюты, так сказать, не персонифицированы -- подходи и бери любой. У нас каждый свой парашют укладывает сам.
Кирпичи немецкие десантники не крушат на виду у восхищенной публики и бутылки с водой о лоб не разбивают. Может быть, потому, что едят мало: утром бутерброд и кофе, вечером к горячему не притрагиваются. Повара наши вначале обижались: готовим, что ли, плохо? Просто у немцев так принято, да и физические нагрузки у них куда меньше: к 8.30 приходят на службу, в 17.00 возвращаются домой. А наш солдат служит все 24 часа.
-- Небо любит сильных, -- говорит командир дивизии генерал Александр Ленцов и в подтверждение ударяет пудовым кулаком по обеденному столу, после чего тарелки высоко взлетают. -- Значит, надо хорошо кушать.
Наши десантники выглядят куда внушительнее -- просто богатыри. Да и дисциплинка, если судить по-нашему, у немцев хромает. Ивановцы даже подумать не смеют, чтобы завалиться в одежде на заправленную кровать, а у немцев это запросто. Строем немцы ходят только здесь, дома от них этого не требуют. На полигоне у себя очередями они не стреляют -- только одиночными, нашим же за это оценку снижают. Одиночными, внушал наш сержант, надо стрелять, когда ты в окопе, когда противник наступает, а боеприпасы на исходе.
И в боевых нормативах значительная разница. В бундесвере на тысячу прыжков допускается до десяти отказов парашютов, здесь, в полку, подобного не было и за десять лет. Как говорят сами десантники, у нас «дуракоустойчивые» парашюты. За допустимое у немцев количество травм у нас бы командирам головы поснимали.
Единодушное мнение и солдат в полку, и стажирующихся курсантов Рязанского воздушно-десантного института: у нас боеготовность выше. Немцы с этим согласны. Говорят, что Россия воюет и потому ей надо быть в готовности, а у них просто работа, как у гражданских.
Бытовые условия в полку, где живут гости, отличные. Но что питомцам бундесвера не понравилось, так это отсутствие горячей воды. Наши после зарядки становятся под холодный душ и получают от этого удовольствие. А немцы поначалу крутили краники с красной меткой -- ждали, наивные, когда пойдет горячая вода. Других жалоб не было.
В день прилета в Москву гостей свозили на Красную площадь. Может, за всю оставшуюся жизнь такой возможности никому из них не представится. Регимент (по-русски -- комдив), шутят гости, даже организовал хорошую погоду. Они довольны, что увидели и глубинную, кондовую Россию. Сегодня со смехом говорят о своих недавних представлениях: медведи у ворот домов, пьяные десантники, вечно сидящие взаперти...
Сексуально озабоченных нет, про ивановские бордели никто не спрашивал -- не до того. Однако по мере проживания они все пристальнее поглядывают на девушек, прослышавших про богатеньких немцев и слетающихся вечерами к КПП дивизии. Местные офицеры проводят «профилактику», рассказывая о приключениях молодых российских лейтенантов. Некоторые из них в первый же месяц службы в городе невест вынуждены идти на поклон к венерологу.
Вполне возможно, что дедушка или прадедушка у кого-то из приехавших воевал на восточном фронте, однако тема эта тактично обходится обеими сторонами. Хотя и говорят гостям: мол, вы приехали в дивизию, которая прославилась на полях сражений Великой Отечественной войны, -- 98-ю гвардейскую, Свирскую Краснознаменную ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантную, имени 70-летия Великого Октября.
Сегодня почти 600 человек 217-го полка, в который приехали немцы, находится в Чечне, в Ингеное. Принимали десантники участие и в миротворческих операциях в Югославии.
В селе Чернцы, в тридцати километрах от дивизии, до середины 50-х годов прошлого века находился спецлагерь НКВД, в котором содержались немецкие пленные. Некоторое время там был и фельдмаршал Паулюс. Естественно, на месте лагеря есть захоронения умерших по возрасту и от болезней. Немецкая делегация возложила к могилам цветы.
Заместитель командира дивизии по воспитательной работе полковник Николай Крамарев говорит: «Немцы были очень удивлены тому, что в российской глубинке покоится прах 18 генералов и шести старших офицеров, что могилы ухожены и школьники за ними следят. Так же, как и за могилами наших бойцов». В последнее время администрации поселка помогает деньгами немецкая диаспора в Москве. Военный атташе по вопросам обороны при посольстве ФРГ генерал-майор Петер Нагель сказал, что они за могилами русских солдат в Германии тоже ухаживают.
В свободное время солдаты двух армий вместе ходят в кафе неподалеку. Активно обмениваются на память чем только можно. Один наш десантник за шпильку прибора принудительного открытия запасного парашюта (нечто вроде гвоздя) выменял замечательный армейский нож. Но особенно немцам почему-то нравятся шапки-ушанки с советскими еще кокардами. Понравилось немцам и наше пиво. И офицеры, и солдаты признают: ваше лучше. Так что по ячменному напитку мы Германию опередили, дело за автомобилями. Трудно сказать, смотрят они друг на друга как на союзников или как на потенциальных противников. «Первое еще рано, второе уже поздно», -- сказал мне Петер Люк.
30 наших десантников 21 августа отправятся в Германию. Это не новички, а уже послужившие солдаты по призыву (то есть не контрактники) из 331-го Костромского полка, известного тем, что его высокорослые парни в голубых беретах маршируют по Красной площади в дни военных парадов. На торжественном ужине командир дивизии специальных операций генерал-майор Ганс Отто Будде сказал: "Так широко, как вы нас, я вас принять не смогу". Так что комдив Ленцов опасается, что его орлы приедут обратно похудевшими.
Николай ПОРОСКОВ, Иваново