Время новостей
     N°160, 06 сентября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2010
Все меняется
Большой фестиваль Российского национального оркестра
Завтра на сцене Концертного зала Чайковского балетом Стравинского «Жар-птица» (хореография -- Ройстон Малдум, за пультом -- Михаил Плетнев) открывается 2-й Большой фестиваль РНО. Там же пройдут остальные концерты -- их семь, и каждый концертный день по жанру отличается от соседних.

Открытием фестиваля станет не просто балет, а социальный проект, успешно кочующий по всему миру. Его создатели Ройстон Малдум и Джозеф Эдер набирают в стране пребывания сотню малообеспеченных детей или детей с ограниченными возможностями и за месяц тренировок ставят с ними танцевальное представление. В Москве постановщики не смогли реализовать идею полностью в аутентичном виде: по словам директора оркестра Олега Полтевского, «у нас много разнообразных социальных организаций, и все малообеспеченные дети оказались разобраны на лето к тому моменту, как мы начали их искать». Так что на сцене КЗЧ в «Жар-птице» обычные дети «из среднего класса», поставившие перед своим тренером новую для него задачу: заинтересовать работой не обездоленных, а вполне респектабельных молодых людей от шести до 22 лет, тех, которым «ничего особенно не интересно» и для которых сам факт участия в проекте еще не является мотивацией к действию. Эдер на фестивальной пресс-конференции рассказал, что сперва он обомлел, но потом у него это, кажется, получилось.

Второй вечер фестивальной недели -- камерный концерт солистов РНО с участием замечательной сопрано Лоры Клейкомб. Какой бы ни оказалась программа, верстающаяся в процессе совместных репетиций, надо полагать, она будет изысканной, а качество исполнения -- виртуозным.

8 сентября на фестивале -- оперный день. «Золушка» Россини с импортными солистами и Михаилом Плетневым за пультом, возможно, попытается создать конкуренцию прошлогоднему концертному исполнению «Итальянки в Алжире» под управлением Альфредо Дзедды, хоть эта задача и кажется невыполнимой. Насколько Плетнев окажется искушен в россиниевском стиле, услышим, но заранее известно, что у него довольно сильная команда певцов: меццо Серена Мальфи, баритон Бруно Пратико, тенор Антонино Сирагуса, сопрано Тициана Трамонти, бас Андреа Патучелли и одна-единственная неитальянка в ансамбле -- Анастасия Белукова.

9 сентября на фестивале долгожданный спецпроект -- финальный концерт конкурса композиторов Youtube с сочинениями-победителями и Теодором Курентзисом за пультом, где публика услышит новую музыку, а РНО должен будет показать свой профессионализм и заинтересованность.

10 сентября -- разгрузочный день, во время которого ансамбль венгерского скрипача Роби Лакатоша развлечет высокопрофессиональным цыганским джазом тех, кому потребуется отдых от академизма.

Хотя программа следующего дня на фестивале не слишком напряженна. Лора Клейкомб солирует в довольно раритетном Концерте для голоса с оркестром Глиэра, а Максим Венгеров, в последний момент заменивший Николая Цнайдера, продирижирует «Картинками с выставки» Мусоргского (в свою очередь заменившими «Фантастическую симфонию» Берлиоза).

На закрытие фестиваля 12 сентября организаторы припасли уже звучавшую под управлением Плетнева в этом же зале Девятую симфонию Бетховена (несколько лет назад это исполнение произвело большое впечатление) и кантату Танеева «Иоанн Дамаскин». Так что точка в проекте, который сильно отличается от первого фестиваля (на сцене Большого театра) и выглядит стилистически гораздо менее строго, даже несколько популистски, обещает быть большой и красивой.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка