|
|
N°148, 16 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Супруга наследного принца Кувейта: «О втором браке мужчина обязан уведомить первую жену»
Сколько у лидера жен и как они выглядят -- в ряде стран государственная тайна. Особенно на Востоке. Тем не менее жена наследного принца Кувейта шейха Саада, а он по рангу второй человек после эмира, согласилась на беседу с обозревателем газеты «Время новостей» Еленой СУПОНИНОЙ. Ее Высочество Латыфа Аль-Фахд Ас-Салям АС-САБАХ -- президент Комитета по делам женщин Кувейта. В эти выходные из этой страны в Москву приезжает высокопоставленная делегация принцев и нефтяных магнатов.
-- Почему в странах Персидского залива у власти стоит так мало женщин? Неужели из-за исламистов, которые видят место женщины в спальне, детской, на кухне и больше нигде?
-- Ой, мужчины просто боятся потерять свои места. Их волнуют личные интересы. В Кувейте много преподавательниц: мужчины обучаются у них, признают их преимущества в знаниях. А вот когда та же женщина предлагает поделиться властью, они упираются. Религия ни при чем -- это до ислама на Востоке стыдились дочек. Думали, вдруг опозорит семью? Ну, внебрачные связи, вино. Мужчины это делали, но не хотели, чтобы так было с дочерьми. «Лишних» новорожденных девочек закапывали в землю заживо. Пророк Мухаммад запретил этот ужасный обычай. Но мужчины властолюбивы, и опять боятся делиться.
-- Вы пытаетесь исправить это?
-- Я возглавляю Комитет по делам женщин Кувейта. Он создан Советом министров после того, как в 1999 году глава государства эмир Джабер заявил, что надо предоставить женщинам избирательное право.
-- Раз эмир сказал, то почему его воля не выполнена, и в вашем парламенте так и не появились женщины?
-- У нас демократия. Эмир не может заставить парламент, где пока заседают одни мужчины, проголосовать за это. Депутаты у нас выбираются в отличие от других стран Персидского залива, где монарх назначает членов парламента. Если бы наш эмир мог поступить так же, он давно бы назначил депутатами женщин. Думаю, мы добьемся этого, а наш опыт поможет пройти этот путь и соседям.
-- Борьба за это -- ваша работа? Нужна ли супруге принца работа?
-- Я не работаю. Но нагрузки у меня много -- все время надо кому-то где-то помогать. Живу как все. Специфика Кувейта такова, что все граждане зажиточны, они не платят налогов. Вообще! В 1986 году я специально приехала в СССР, чтобы понять, что же это за коммунизм такой, где все равны? Но сразу поняла: главная особенность советского режима -- закрытость. Я тогда сказала: нет, этот режим долго не протянет, нельзя всех запихать в бутылку, как джинна. А вот в Кувейте режим основан на исламских законах, из-за чего он вроде и капиталистический, но, выходит, и социалистический. Хотя налогов у нас нет, каждый добровольно, как требует религия, при достатке делает отчисления в пользу менее богатых, это немало, 5% дохода.
-- Но все-таки в Кувейте есть такое понятие, как правящая семья Ас-Сабах. Говорят, семья должна меняться, выдвигать молодых принцев.
-- Молодой не всегда лучший. Молодые энергичны, смелы, но им не хватает ответственности и опыта. Иначе можно упустить вещи, важные для стабильности. Но у нас нет разногласий. Все кувейтцы -- одна семья. Так было и до обнаружения нефти. Вожди племен, наши деды, страдали от тех же невзгод, что все. Сейчас многие из семьи часто женятся на женщинах, так сказать, из народа.
-- Кувейт -- конституционная монархия. Монархический режим подходит исламскому государству?
-- Ислам приемлет разные способы передачи власти. В Коране упоминаются пророки-цари. Мусульмане признают пророков, приходивших до Мухаммада. Вот пророк Сулейман (Соломон. -- Ред.) был царем. То есть монархия возможна. Еще наследника можно назначить -- так сделал пророк Мухаммад, подготовивший себе на смену Абу Бакра, а Абу Бакр потом назначил Умра. Тот поступил иначе: он предложил людям шесть кандидатур на выбор.
-- Молодые восточные короли появляются на людях с супругами. А почему монархи и принцы старой закалки прячут жен?
-- Это индивидуально. Я встречаю гостей вместе с супругом, наследным принцем. Мы вместе встречали принца Чарльза и покойную принцессу Диану. Всегда вместе проводим отпуск. Да, я не сопровождаю наследного принца в официальных поездках, такова традиция. Но такие поездки редки. Охраны у меня нет.
-- Как вы поженились? Говорят, чего не могут короли, так это жениться по любви. Ваш брак был добровольным или по принуждению?
-- Никакого принуждения. Но и не случайно. Мы кузены. Дружили с детства и с детства знали, что нам предстоит пожениться, это казалось естественным. Я родила шестерых детей: пять девочек и мальчика. Старшая погибла в автокатастрофе. Сына зовут Фахд, а меня все зовут «мама Фахда». У арабов принято называть человека по имени старшего сына: мать такого-то, отец такого-то. В ранний ислам у нас часто звали людей и по имени дочки.
-- Вы -- единственная жена наследного принца шейха Саада. Ваш муж не воспользовался разрешением пророка иметь одновременно четырех жен. И все-таки, как вы относитесь к таким бракам?
-- Пророк разрешил многоженство по ряду причин. Но есть строгие предписания. Мужчина обязан относиться ко всем женам одинаково справедливо. Пророк предупреждал, что это почти невозможно, даже если стараться. Так что у человека должны быть серьезные мотивы ко второй женитьбе. Есть изречение пророка: «Потерпи с ней, даже если ненавидишь». Так что прихоть не причина. Но если она не может родить -- да. Еще о втором браке мужчина обязан уведомить первую жену. Она не может запретить, но вправе развестись.
-- А естественно согласиться на такой брак?
-- По мне, такая жена все равно будет страдать. Особенно если не принесла наследника. Но женщины умеют делать вид, что все нормально, тем более если муж по возможности справедлив. Обычно наши женщины в таких браках знают, что их обеспечат, что им всего будет хватать. Иначе это же кошмар, а не жизнь!
-- Ваши дочери не покрываются даже платком, хотя на Востоке женщины часто скрывают под чадрой и лицо. Почему вы не заставляете их следовать традициям?
-- У каждого свои убеждения. Я в присутствии мужчин покрываюсь платком: в гостях, на приемах. Это соответствует моему мироощущению. Мне так комфортнее. Но даже так я не выхожу в магазины. Там я надеваю чадру.
-- Вы? Но почему?
-- Да-да. Вообще я редко хожу в магазины. Но если уж пошла -- в чадре. Так удобнее! Когда много людей, не знаешь, с чем столкнешься. Мне в чадре как-то спокойнее. Никто тебя не видит, не вглядывается. И сама никого не провоцируешь на недостойное поведение. На улице попадаются хамоватые люди. В Кувейте много иностранных рабочих, не все образованны. Но раз ты строго одета, значит, ты женщина строгая. У нас тогда никто не осмелится тебе что-либо сказать или дотронуться. Дочки на это меньше обращают внимания. Хотелось бы, чтобы они одевались более традиционно. Мужчин, которых не знаешь, лучше не провоцировать. Но я не заставляю. Глубина веры от чадры не зависит. Надо верить в Аллаха, молиться, поститься и жить праведно. Не в чадре дело.
-- Тем не менее народ у вас обращает на это внимание. Если в Кувейте много женщин с открытыми лицами, то в Саудовской Аравии -- нет. А супруга эмира Катара госпожа Муза даже шокировала подданных появлением на конференции с открытым лицом, хотя в платке и в строгом платье. Это отсталость?
-- Нет. Это традиция. Женщины на Востоке так одеваются давно. Хотя при пророке они пользовались большей свободой, чем сейчас в ряде стран. Со временем частично вернулись старые, доисламские традиции. Просвещение, знания помогут людям разобраться, где такое влияние, а где истина настоящей веры.
Елена СУПОНИНА, Эль-Кувейт--Москва