Удавшийся лишь со второй попытки -- неделю назад помешала нелетная погода -- визит премьер-министра Владимира Путина в Норильск не привнес драматического поворота в развитие сюжета с конфликтом двух основных акционеров «Норильского никеля»
(см."Время новостей" от 29 июня и 2 августа). Глава правительства лишь отметил, что конфликт может нанести ущерб интересам предприятия, а вице-премьер Игорь Сечин заявил, что правительство пока не планирует выкупать доли конфликтующих акционеров.
"Основные акционеры будут свои позиции согласовывать. Мы в корпоративные процессы не лезем, это дело акционеров. Но если это (конфликт акционеров. --
Ред.) будет сказываться негативно на социально-экономическом положении Норильска, мы пересмотрим отношение к этому вопросу", -- сообщил журналистам г-н Сечин. Вице-премьер также заявил, что "еще не думал" о возможности вхождения в капитал "Норникеля" третьего крупного акционера.
Владимир Путин в ходе визита на горно-металлургический комбинат «Норильский никель» осмотрел производство, пообщался с рабочими, принял участие в церемонии подписания документов и провел совещание по социально-экономическому развитию Норильска. СМИ же, естественно, пытались оценить все это в свете размолвки основных акционеров, но, кажется, не сильно в этом преуспели.
Одним из главных "действующих лиц" очередного акта драмы о том, как поссорились Владимир Олегович (Потанин) и Олег Владимирович (Дерипаска), как и в случае с несостоявшимся ранее визитом главы правительства, стал самолет. На этот раз личный транспорт Олега Дерипаски. Совладельцу «Норникеля» в понедельник отказали в посадке, мотивировав это техническим перерывом в обслуживании аэропорта, который является дочерним предприятием ГМК «Норильский никель». «Благодаря вмешательству госорганов и широкому общественному резонансу», прокомментировала пресс-служба РУСАЛа, г-н Дерипаска во вторник все же прилетел в Норильск.
Напомним, что скандал разразился в июне, когда на собрании акционеров РУСАЛ, имея в капитале равный с "Интерросом" пакет, не получил равного представительства в совете директоров. РУСАЛ обвинил менеджмент «Норникеля» в манипуляциях, которые повлияли на итоги собрания и состав совета директоров. Проверкой обстоятельств голосования занялись Федеральная служба по финансовым рынкам и по поручению президента Дмитрия Медведева -- Генпрокуратура. При этом сам президент высказался против вхождения государства в состав акционеров "Норникеля"
(см."Время новостей" от 3 августа). Позднее РУСАЛ подал исковое заявление в Лондонский международный арбитражный суд о нарушении «Интерросом» соглашения о сотрудничестве, а также инициировал созыв внеочередного собрания акционеров -- оно намечено на 21 октября, на повестку вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий действующего состава совета директоров и об избрании нового совета.
После первой, несостоявшейся, поездки в Норильск премьер-министр Владимир Путин уже заявлял, что не намерен вмешиваться в конфликт: «Мне все равно, кто из акционеров будет владеть контрольным пакетом или в каком соотношении. Главное, чтобы они решали проблемы предприятия, а кто не будет решать, кто будет выпадать из этого общего порядка, вот тогда будем что-то делать».
Проблемы же, по мнению главы правительства, есть: необходима модернизация производства, улучшение жилищных условий рабочих предприятия и жителей города, улучшение экологической обстановки. В целом г-н Путин вчера положительно оценил работу холдинга: «Это здоровое предприятие, находится на подъеме, восстановлен единый производственный комплекс. Он не разделен между собственниками, но внутри акционерного общества идет борьба между главными акционерами. И эта борьба, безусловно, наносит ущерб предприятию». При этом, отметил премьер, государство ограничено в своих действиях законодательством.
На совещании по вопросам развития города Норильска речь, разумеется, шла о развитии с участием «Норникеля». Премьер еще раз обозначил главные требования к компании. Экологические -- «либо модернизировать производство, либо на определенном этапе придется принимать решение о существенном повышении стоимости выбросов» (после совещания было подписано соглашение с «Росприроднадзором» о постепенном сокращении загрязнения окружающей среды). Социальные -- премьер призвал «Норникель» активнее участвовать в модернизации ЖКХ (еще одно соглашение компания подписала с администрацией Норильска -- об инвестициях в социальную сферу города) и программе переселения жителей (что также было закреплено в присутствии премьера документально).
Кроме того, г-н Путин предложил комбинату побыстрее определяться со своими пожеланиями к государству относительно регулирования пошлин на основные экспортные статьи ГМК. В кризис были обнулены пошлины на медь и никель, что поддержало компанию и даже позволило получить дополнительную прибыль. Но при выходе экономики из кризиса государству странно было бы сохранять подобные преференции себе в убыток. В качестве жеста доброй воли премьер готов рассмотреть вариант гибкой пошлины на никель, по типу нефтяной формулы. Но определяться нужно побыстрее: «Иначе я могу согласиться с коллегами, которые предлагают свое решение, которое может не понравиться акционерам».
Но, разумеется, эти новости не могли удовлетворить любопытство журналистов. Еще до приезда премьера в зал для прессы зашел Олег Дерипаска и тут же вышел. Комментарии от главы РУСАЛа получить не удалось. Зато после совещания в зоне доступа оказался глава "Интерроса" Владимир Потанин. В буквальном смысле прижатый к стенке, г-н Потанин рассказал, что он думает по поводу происходящего, точнее то, что он посчитал нужным донести до СМИ.
«Конфликта как такового не существует -- есть разные подходы к тому, как предприятие должно управляться и развиваться. Разные в том числе в том, что мы не считаем нужным вмешиваться в оперативную деятельность компании. Кому-то кажется недостаточно влияния, мало власти, а зачем это надо? Чтобы что-то изменить? Но «Норильский никель» успешная компания, а IPO РУСАЛа принесло 30% убытков. Может быть, нужно сначала сосредоточиться на решении своих проблем, а потом уже давать советы другим», -- рассуждал Владимир Потанин.
Совладелец «Норникеля» не видит проблемы в том, что конфликт может и не получить разрешения, пока это не вредит деятельности предприятия, это внутреннее дело акционеров. Журналисты поинтересовались, требуется ли для уравновешивания конфликтующих совладельцев вмешательство третьей стороны -- в виде появления еще одного крупного и влиятельного акционера, возможно, госструктуры. «Чтобы еще веселее было?» -- не без иронии спросил г-н Потанин.
Уже позднее свою точку зрения изложил журналистам и Олег Дерипаска: он выступает за то, чтобы большинство в совете директоров ГМК составляли независимые директора и представители миноритариев. Как известно, в нынешнем совете директоров, который был избран на годовом собрании 28 июня, вызвавшем волну споров между акционерами и менеджментом, всего три независимых директора (на 13 мест). "Скорее всего буду разговаривать с владельцами ADR и миноритарными акционерами, чтобы большинством в совете директоров были представители независимых директоров и миноритарные акционеры", -- сообщил г-н Дерипаска. Он также выступил против вхождения в компанию любого третьего крупного акционера, в том числе государства.