|
|
N°157, 01 сентября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большая пачка
В Венеции открывается международный кинофестиваль
Старейший в мире кинофестиваль, впервые проведенный в 1932 году при непосредственном участии Бенито Муссолини, нынче пройдет на острове Лидо в шестьдесят седьмой раз. Фильмом открытия на этот раз стал триллер Даррена Аранофски («Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан») под названием «Черный лебедь», история, происходящая в мире балета (конкретно в Нью-Йорке), судя по всему, куда больше похожа на «Суспирию» Дарио Ардженто, чем на «Манию Жизели» Алексея Учителя. В соответствующем антураже можно будет лицезреть Натали Портман, Вайнону Райдер, Милу Кунис, Барбару Херши и Венсана Касселя. Кроме «Черного лебедя», в главном конкурсе соревнуется двадцать два фильма. И это в основном новые работы режиссеров, чьи имена непременно вызывают интерес в киноманских кругах, -- они любопытны не только фестивальным завсегдатаям, но и тем, кто просто следит за мировым кинопроцессом: София Коппола, Винсент Гало, Монти Хеллман, Алекс де ла Иглесия, Такаши Миике, Франсуа Озон, Джулиан Шнабель, Ежи Сколимовски, Тран Анг Хан, Цуй Харк и Том Тыквер.
В общем, нынешний венецианский конкурс едва ли не первый за последнее время, по поводу которого возникают серьезные надежды, -- судя по всему, после совсем неудобоваримых (в чем сходятся практически все аналитики, имевшие возможность наблюдать кинопроцесс воочию) конкурсов Берлина и Канн, тут будет что посмотреть.
Плюс к основным радостям ретроспектива итальянской комедии (подборка без малого из трех десятков смешных фильмов с 1910 до 1988 год) и, пожалуй, самое важное из того, что произойдет на берегах приснопамятных каналов -- чествование Джона Ву, которому в этом году будет вручен «Золотой лев» за пожизненный вклад в киноискусство. Это произойдет 3 сентября, а за день до этого можно будет увидеть на широком экране великое (без всякого преувеличения) кино «Киллер» (1989) -- наверное, самый потрясающий боевик в жанре «балета пуль», который вообще можно узреть с помощью зрительных окончаний, а также картину с трудно-, да, пожалуй, бесполезно переводимым на русский названием Mujeokja (2010) -- совместный проект Кореи, Таиланда, Японии и Гонконга, ремейк еще одного безусловного шедевра Ву «Светлое будущее» (1985). А самое главное -- покажут еще один совсем новый фильм, «Царство убийц» (2010), средневековое фэнтези, в котором Ву выступил сорежиссером, а основные позиции занимал тайванец Сю Чао-Пин, с тайваньскими же звездами. При том, что к Джону Ву едва ли не с момента его появления на более или менее всеобщем небосклоне отношение менялось скачкообразно, и далеко не в лучшую сторону. То, что у него получалось с момента внедрения в Большой Голливуд (блестящая своей вторичностью и оттого еще более впечатляющая поделка «Трудная мишень» лишь подтверждает правило), с трудом могло подпасть под разряд «любимых фильмов», но неотменяемая классика по сию пору остается эталоном, прописавшимся в палате кинематографических мер и весов. Этот факт -- настоящий и неотменимый никакими скоротечными модами и поветриями, дает понять, что нынешняя Венеция повернется передом к такому на первый взгляд дремучему, но при этом навсегда «таинственному лесу», каковым является массовый кинематограф. Для современного фестиваля принцип лучше не придумаешь.
Что же касается российского участия, то в этом году в основном конкурсе наш фильм есть (в прошлом году не было), и это «Овсянки» Алексея Федорченко.
Фильм снят по повести любимого соавтора Федорченко -- Дениса Осокина, опубликованной в журнале «Октябрь» в 2008 году. Это странная история, построенная на фольклоре придуманного автором угро-финского народа меря, с давних времен живущего где-то между Костромой и Вяткой и якобы сохранившегося до наших дней. По обычаю этого народа тела умерших сжигают по-тихому, без особой огласки, и делать это должны близкие люди. Но у директора местного бумажного комбината Мирона Алексеевича детей нет, близких тоже, а помощник нужен, поэтому, когда у него умерла молодая жена, он приглашает с собой фотографа по имени Аист, чтобы отвезти тело туда, где проводили они медовый месяц, за мещерскую поросль, на берег Оки. Вместе с телом умершей мужчины берут с собой в машину клетку с птичками-овсянками, поскольку дома их некому кормить. По обычаю, по дороге нужно рассказывать про умершего то, что невозможно было открыть при его жизни... В этих смятенно-откровенных разговорах и наблюдениях над туманной и печальной природой в сущности и состоит этот фильм, снятый в любимом директором Мостры Марко Мюллером жанре магического реализма.
Невредно вспомнить, что прошлый фильм Федорченко «Первые на луне» на том же Венецианском фестивале в 2005 году участвовал в экспериментальной программе «Горизонты» и получил приз за лучший документальный фильм, хотя и был целиком и полностью игровым, но стилизованным под документальный, и, более того, архивно-документальный.
В этом году программа «Горизонты» сильно повысила свое значение -- как и обещал Марко Мюллер, собрав все лабораторные, межжанровые и авангардные картины, как игровые, так и документальные, анимационные и снятые в жанре видеоинсталляций. Здесь кинофестиваль почти вплотную сойдется с Венецианской биеннале. Жюри, председателем которого стала иранская художница Ширин Нешат, вручит четыре приза -- за полный, средний и короткий метр и еще один специальный -- за лучший фильм. В этом теперь втором по значению конкурсе от России целых три фильма, правда, все они короткометражные. Это снятый художниками из Нижнего Новгорода Галиной Мызниковой и Сергеем Проворовым фильм «Воодушевление» -- о путешествии по реке, «Слабый Рот Фронт» московского художника Виктора Алимпиева и «Бриллианты» -- игровой фильм, снятый известным кинорежиссером и художником Рустамом Хамдамовым с балериной Дианой Вишневой и актрисой, режиссером, писателем Ренатой Литвиновой в главных ролях. «Бриллианты» как и фильм открытия «Черный лебедь» тоже посвящен балету и, по словам Хамдамова, вдохновлен «Баядеркой» Петипа. При этом рассказывают, что отборочная комиссия Венецианского фестиваля, посмотрев фильм Хамдамова, не смогла удержаться от аплодисментов -- такое сильное эмоциональное впечатление он произвел.
Ну и в основном жюри у России тоже есть свой человек, хотя Ингеборга Дапкунайте официально представляет Литву. Возглавляет жюри этого года, как всем давно известно, Квентин Тарантино, а кроме того, в жюри вошли сценарист Гильермо Арриага («Сука-любовь» , «21 грамм» и «Вавилон»), французский режиссер Арно Деплешен («Рождественская история»), американский композитор Дэнни Элфман и два итальянца -- режиссеры Луко Гваданино («Я есть любовь») и Габриэле Сальваторес.
Венецианский кинофестиваль будет проходить с 1 по 11 сентября.
Глеб МЫШКИН