|
|
N°155, 30 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Усыновление и наказание
Очередная американская семья попала под суд за избиение приемных детей из России
Очередной скандал, связанный с издевательствами американской семьи над приемными детьми из России, может стать дополнительным аргументом для тех, кто требует полного запрета усыновления российских сирот иностранцами -- во всяком случае гражданами Соединенных Штатов. Вчера американские, а затем и отечественные СМИ сообщили о том, что власти штата Колорадо обвинили некоего Стивена Лещински и его жену Эдельвину в жестоком обращении с приемными дочерьми -- в неоднократном избиении и применении других «воспитательных мер», больше похожих на пытки. Американская сторона пока не сообщила имена девочек. Известно лишь, что несколько лет назад чета Лещински удочерила в России трех сестер, которым сейчас соответственно 12, 13 и 14 лет. Предварительные слушания по делу об издевательствах над несовершеннолетними должны состояться уже в будущий вторник, 7 сентября.
Как сообщает новостной канал The Denver Channel, первые подозрения в том, что в семье Лещински не все благополучно, появились в январе этого года, когда младшая приемная дочь пришла в школу с синяком под глазом. 12-летняя девочка призналась школьному социальному работнику в том, что «американская мама» за какую-то провинность запустила в нее сапогом. После этого инцидента педагоги обратились в офис шерифа округа Лаример -- района, где проживают Стивен Лещински и его жена. В ходе полицейского расследования выяснилось, что эта внешне добропорядочная пара, из лучших побуждений удочерившая сирот из России, в течение четырех лет издевалась над детьми. Врач, который обследовал девочек, констатировал: у одной из сестер «серьезно деформирована левая рука», у нее на теле были обнаружены шрамы -- вероятно, от побоев. Дети были сильно запуганы.
Опираясь на показания девочек, полицейские сделали вывод, что главным инициатором садистского «воспитания» была приемная мать -- 44-летняя Эдельвина Лещински. «Отец, Стивен Лещински, присутствовал при избиении», -- говорится в материалах дела. В показаниях, данных под присягой, дети сообщили о том, что их приемная мать била их ремнем и палкой. Сестрам приходилось сотни раз отжиматься над доской, утыканной гвоздями. Старшая девочка рассказала, что однажды ее заставили в течение 40 минут продержаться в стойке на кулаках. В целом наказания, которые придумывала для своих детей миссис Лещински, имели «спортивный» характер. В частности, младшая сестра (которой, напомним, исполнилось всего 12 лет) рассказала следователям, что родители заставили пробежать ее 45 миль (около 70 км) за то, что она «плохо вела себя за столом» -- слишком медленно ела. Ее старшую сестру неоднократно принуждали больше часа проводить в стойке на голове, причем не только дома на ковре, но и на улице -- на забетонированной площадке или на камнях. Сестер заставляли бить друг друга по лицу. Наказания последовали и после того, как старшая девочка отказалась солгать учителям, когда те стали подозревать неладное.
Эдельвина Лещински была задержана полицией еще в январе, но вскоре обвинения были сняты. В марте женщина вновь была арестована, и тогда же по факту издевательств над детьми было возбуждено уголовное дело, подробности которого стали достоянием гласности лишь сейчас. Известно, что девочки сейчас находятся под охраной, однако приемная мать подала прошение о разрешении общения с приемными детьми. Адвокат семьи Лещински Александер Гарлин настаивает на том, что пара воспитывала своих приемных детей в строгости, но жестокого обращения не допускала. «Мистер и миссис Лещински -- хорошие, работящие люди, которые из самых лучших побуждений удочерили трех сестер из России. В некотором отношении детям было тяжело адаптироваться, и это привело к напряженным отношениям в семье. Родители порой проявляли жесткость, но о тех вещах, о которых говорится материалах, собранных полицией, не может идти речи», -- говорится в сообщении, которое защитник передал журналистам. По словам адвоката, Лещински, безусловно, готовы к сотрудничеству с властями «и сделают все, что от них потребует суд, и даже больше». Как бы то ни было, около месяца назад следователи приняли решение полностью запретить Стивену и Эдельвине Лещински контактировать с приемными дочерьми «в связи с вопиющим характером обвинений и в соответствии с теми показаниями, которые продолжают давать дети».
На сообщения о скандале в штате Колорадо уже отреагировал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. «Очередной факт жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными в США, потрясает своей дикостью и бесконтрольностью со стороны социальных служб Америки», -- говорится в распространенном вчера заявлении детского омбудсмена. Г-н Астахов призвал американские официальные органы следствия и правосудия «самым тщательным образом разобраться в совершенном преступлении, чтобы выявить все скрытые обстоятельства его совершения и привлечь всех виновных в чудовищных издевательствах к уголовной ответственности, избрав для них справедливое и суровое наказание».
Напомним, что в апреле нынешнего года российский МИД заявил о том, что наша страна может ввести мораторий на усыновление детей гражданами Соединенных Штатов. Поводом для демарша стал инцидент с восьмилетним Артемом Савельевым, которого приемная мать-американка отправила на самолете в Москву, приложив к ребенку записку с заявлением об отказе от усыновления. Случай с Артемом, ставший поводом для специального выступления министра иностранных дел Сергея Лаврова и для обсуждения вопроса об усыновлении в Госдуме, -- далеко не самый вопиющий. Сейчас в США продолжается судебный процесс над Майклом и Наннет Крейверами -- супружеская пара обвиняется в убийстве своего приемного сына Вани Скоробогатова. МИД России предлагал ускорить подписание двустороннего договора, который бы четко регулировал условия усыновления российских детей, обязанности агентств по усыновлению и ответственность американских приемных семей. В мае разработка такого межгосударственного соглашения была начата при участии госдепартамента США с одной стороны и Минобрнауки России, Генпрокуратуры и ведомства уполномоченного по правам ребенка -- с другой. В конце июля Минобрнауки сообщило о том, что обе стороны окончательно определились с текстом договора -- ожидается, что он будет подписан до конца года.
«Нужен не мораторий на усыновление, а то, что уже предлагалось в ходе переговоров с американцами. Не знаю, вошло ли это положение в окончательный текст соглашения, я его не видел, но могу сказать, что речь шла о том, что у нас называется патронатными семьями», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. По мнению правозащитника, избежать случаев жестокого обращения с детьми можно, лишь установив контроль уполномоченных служб (в данном случае американских социальных служб) за приемными семьями. «Усыновляя ребенка, приемные родители должны дать согласие на то, что автономия их семьи будет ограничена -- социальные работники могут посещать эти семьи, оценивать состояние детей, отношения их с родителями, а социальные службы в свою очередь должны «отвечать головой» за судьбу усыновленных», -- поясняет свою точку зрения г-н Альтшулер. То, что случаи жестокого обращения родителей с приемными детьми из России продолжают иметь место, по мнению правозащитника, свидетельствует о том, что американская система контроля за такими семьями нуждается в совершенствовании точно так же, как и российская.
Михаил МОШКИН