|
|
N°155, 30 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейский опыт и исторические традиции
Сегодня Казахстан отмечает 15-летие своей конституции
Несмотря на то что главным политическим событием 2010 года в Казахстане, безусловно, станет исторический саммит глав государств ОБСЕ 1--2 декабря в Астане, нельзя оставить без внимания и другое важное событие в истории страны. В 2010 году, а именно 30 августа, республика отмечает пятнадцатилетие основного закона страны -- конституции Казахстана. Без этого основополагающего документа не было бы ни возможности проведения саммита ОБСЕ, ни председательства республики в ОБСЕ в 2010 году, ни самого Казахстана, демократического государства, признанного всем мировым сообществом.
Именно конституция Республики Казахстан, принятая на всенародном референдуме 1995 года, заложила основы для динамичного социально-экономического и общественно-политического развития страны. Естественно, это были непростые годы в истории Казахстана. Смена политического строя, формирование рыночной экономики, изменения в ментальности общества повлекли реформы органов власти, смену приоритетов развития. Однако на сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что именно заложенные в конституции принципы в значительной степени обусловили стабильность и устойчивость государственной системы Казахстана, его активность и достойное участие в решении международных проблем.
Конституция Казахстана полностью следует принципам демократии и во главу угла ставит человека с его правами и свободами. По словам президента республики Нурсултана Назарбаева: «Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость... Мы учимся жить в демократическом обществе, а значит, ежедневно сами создаем демократию... Наша конституция дала нам главное -- право выбора, ибо творить свою жизнь самим -- ценнее любых сокровищ».
Понятно, что эти 15 лет жизнь не стояла на месте, и конституция требовала своего обновления. Государству было необходимо укреплять демократию, создавать многопартийную политическую систему, расширять права общественных организаций, совершенствовать властную систему. Поэтому в основной закон страны вносились поправки и дополнения. Так, наиболее значительными изменениями считаются поправки 1998 и 2007 годов. Например, 7 октября 1998 года был учрежден институт выборов по партийным спискам (в таком порядке до этого избирались только десять мажилисменов), который стимулировал активность политических партий. Этот процесс получил продолжение и в 2008 году, когда в развитие конституционной реформы 2007 года был принят пакет законопроектов, направленных на дальнейшую демократизацию общества. Например, стали более либеральными требования в части регистрации политических партий, снятия ряда ограничений СМИ. Кроме того, была оговорена необходимость присутствия в парламенте не менее двух партий, а нижняя палата -- мажилис превращена в палату партийного представительства, часть депутатов которой избирается непосредственно Ассамблеей народа Казахстана. В целом усилен парламентский компонент в президентской форме правления.
Отметим, что эти изменения происходили не спонтанно. Реагируя на динамичное развитие страны, президент Нурсултан Назарбаев инициировал общенациональный диалог о либерализации общества. В течение пяти лет этот диалог проходил в формате комиссий с участием лидеров правящей и оппозиционных партий, депутатов парламента, руководителей министерств и иных правительственных учреждений, представителей НПО и СМИ. Одновременно была осуществлена ревизия государственных функций и их перераспределение между уровнями государственного управления с передачей многих дел от центра на места и от государства -- неправительственным организациям. В 2002 году в государственный механизм был включен институт омбудсмена -- уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. При постоянном участии экспертов ОБСЕ внесены принципиальные изменения в законодательство о выборах; проведены экспериментальные выборы акимов (глав исполнительной власти) низового уровня; внедрена практика отчетов всех акимов перед населением; приняты меры по вовлечению НПО в деятельность государственных органов через реализацию социального заказа. При этом в стране продолжает внедряться концепция развития гражданского общества и повышения конкурентоспособности информационного пространства.
Между тем по-прежнему обсуждается поправка в конституцию, которая разрешает президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву баллотироваться на этот пост неограниченное количество раз. В основе этого решения -- национальные особенности Республики Казахстан, не говоря об уважении к лидеру нации, признанному не только в своей стране, но и во всем мире. Кстати, в июле 2010 года парламент закрепил за Назарбаевым звание лидер нации. Не стоит забывать, что подобные примеры существуют во всем мире. Так, в Великобритании главы политических партий могут баллотироваться на премьерский пост неограниченное число раз. А китайский руководитель Дэн Сяопин, сохранивший влияние на политику государства даже с уходом со всех официальных постов, стал гарантией неизменности политического и социально-экономического развития страны.
Подводя итоги, следует отметить, что за все эти годы независимого развития в Казахстане накоплен значительный собственный опыт стратегии и тактики использования потенциала конституции, а также осуществления конституционных преобразований. Достигнутые на сегодняшний день успехи являются результатом приверженности верховной власти идее конституционализма, бережного отношения к основному закону, видения демократических институтов в качестве элементов единого комплекса мер по формированию и укреплению гражданского общества, по утверждению демократического, светского, правового и социального государства.
Виктор МАЛИНОВСКИЙ, член конституционного совета Республики Казахстан, доктор юридических наук