|
|
N°154, 27 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тенденция без альтернативы
«Население по-прежнему несет деньги в банки»
В июле российские банки нарастили объем вкладов на 2,1%, в результате чего он превысил 8,6 трлн руб. Об этом заявил вчера на банковском форуме в Нижнем Новгороде директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов (на снимке). Как объясняют эксперты, в условиях низкой инфляции и слабого фондового рынка альтернативу депозитам найти очень сложно.
«Темп прироста банковских вкладов вплотную приблизился к предкризисным показателям, а по роли в банковских пассивах (на 28%) он уже превысил предкризисный уровень», -- сказал г-н Сухов. «Текущая ситуация на рынке банковских вкладов действительно бьет все прогнозы, которые высказывались в начале года, -- отмечает главный аналитик управления информационной и аналитической поддержки Бинбанка Алексей Белашов. -- Население не прекращает нести деньги в банки, стараясь сохранить свои сбережения. Росту розничных вкладов способствуют следующие факторы: низкий уровень инфляции, который позволяет не только сохранить, но и приумножить сбережения, а также отсутствие альтернативных видов вложений в связи с ростом неопределенности на фондовых рынках. Даже при снижении ставок по вкладам со стороны многих банков население по-прежнему несет деньги».
«Доверие к рынку коллективных инвестиций, в частности к популярным ранее ПИФам, существенно подорвано, а оставшиеся инструменты, такие как доверительное управление, не приспособлены для работы с мелкими инвесторами», -- считает гендиректор Столичной финансовой корпорации Павел Геннель. По мнению г-на Белашова, до конца года снижение ставок по вкладам продолжится: «Банковский сектор платит высокую цену за привлечение денег в период кризиса, и банки будут стараться снизить стоимость ресурсов. Тем более когда население и не думает прекращать открывать депозиты».
Нынешний прирост банковских вкладов заставил продолжить дискуссию о введении безотзывных вкладов. По мнению г-на Белашова, безотзывные вклады пойдут на пользу банковскому сектору: «Основные причины многих кризисов -- это нестабильность и неопределенность финансовой системы. Достаточный уровень ликвидности и определенная стоимость ресурсов во многом упростили бы задачу банков по поддержанию финансовой стабильности и восстановлению российской экономики».
Однако г-н Геннель считает, что тенденции на депозитном рынке объясняются ситуацией на рынке кредитования. «Так и не размороженный рынок кредитования, а также давление правительства на банки в области снижения ставок по кредитам создают ситуацию, когда деньги вкладчиков негде использовать. В итоге банки не слишком нуждаются в этих депозитах. И то, что сейчас происходит, -- снижение ставок по депозитам, разговоры о введении безотзывных вкладов -- меры демаркетинга банков, пытающихся сократить объем вкладов, а по оставшимся получить наиболее выгодные условия», -- отмечает банкир.
Г-н Сухов сообщил вчера, что в июле банки увеличили розничный кредитный портфель на 1,6%, а портфель кредитов предприятиям -- лишь на 0,3%. Но такой рост сопоставим с темпами роста ВВП и не вызывает опасений у регулятора. Г-н Сухов пояснил, что банки в основном финансируют предприятия, покупая их бумаги. По его данным, реальное увеличение финансирования банками реального сектора экономики с начала года составило 4%, с учетом того, что кредитные портфели росли лишь последние три-четыре месяца.
Впрочем, с ростом розничного портфеля банков увеличилась до 7,5% и доля просрочки по кредитам физлицам. При этом в портфеле кредитов нефинансовому сектору она снизилась до 6,2%. Г-н Сухов заверил, что «пик роста просроченной задолженности пройден в июне и что второй месяц подряд объем просроченной задолженности сокращается».
Аналитик Сбербанка Николай Кащеев объясняет существенную разницу между темпами роста розничных и корпоративных портфелей общемировой тенденцией. «Когда мы видим, как в российских магазинах электроники вновь выстраиваются очереди за кредитом на импортные или собранные из импортных комплектующих изделия, вроде холодильника или телевизора, испытываем смешанные чувства. Они были бы более позитивными, если бы кредитование реального, производительного сектора оживало более уверенными темпами, -- отмечается в отчете аналитика. -- Но мы не можем отгородиться от мировой тенденции. Эта тенденция такова, что монетарные власти всего экономически значимого мира пытаются реанимировать мертвую модель роста. Возможно, они надеются переждать делевередж (уменьшение использования заемных средств. -- Ред.) с минимальными потерями, чтобы потом начать кредитный цикл с нуля. Удастся ли это? У нас есть сомнения: объем и потребления, и долга в мире вырос не просто в абсолютном исчислении, он стал рекордным в отношении к произведенной добавочной стоимости. Объем долга в крупнейших экономиках мира в несколько раз превышает ВВП и остается обслуживаемым по причине того, что покупки развивающимися странами этого долга в резервы удерживают ставки на низком уровне. Стоит ставкам подняться в будущем, и «греческий» эффект может стать актуальным даже для США. Правда, для них остается опцией монетизация долга, которая со своей стороны может легко ввергнуть весь мир в пучину инфляции».
Николай КОЧЕЛЯГИН