В поездке на Камчатку премьер-министр Владимир Путин успешно сочетал рабочую и познавательную часть. Например, в среду глава правительства поучаствовал в исследовании популяции серых китов и провел три рабочие встречи. Таким образом, премьер посетил основные достопримечательности полуострова -- Курильское озеро, бухту Ольга (где наблюдал за китами), полюбовался на нерукотворную красоту с вертолета. Местные жители тоже пользуются имеющимися у них уникальными возможностями. Но тем не менее даже эти недоступные большинству обычных россиян радости мало компенсируют оторванность жителей полуострова от "материка", как здесь называют остальную часть российской территории. Особенно тех жителей, которые живут фактически в трущобах Петропавловска-Камчатского -- ветхих нерасселенных общежитиях
(на снимке), где премьер побывал вчера перед отлетом в Хабаровск.
Окрестности Петропавловска-Камчатского действительно уникальны по насыщенности чудесами природы -- Долина гейзеров, Курильское озеро, действующие вулканы и кальдеры (впадины, образовавшиеся на месте разрушенных вулканов), термальные источники, Авачинская бухта (вторая в мире по величине после бразильской, кажется, может вместить весь мировой флот), на берегу которой расположена столица края. Многие из этих достопримечательностей даже для местного населения достижимы только по воздуху, но почти все здешние жители считают своим долгом увидеть родной край.
Красоты привлекают туристов, но отдых на Камчатке считается экстремальным: во-первых, по степени активности, во-вторых, по ценам, в-третьих, по уровню туристической инфраструктуры, которая практически отсутствует. В результате большинство туристов -- иностранцы, люди, которые готовы отдать от 3 тыс. долл. за недельное погружение в нетронутую человеком природу. И такие цены не следствие непомерных аппетитов туроператоров. Самостоятельное путешествие дешевле не выйдет -- в пик сезона только авиабилет в одну сторону обойдется в 25 тыс. рублей.
Стоимость не только отпугивает туристов средней руки, но и углубляет пропасть между местными жителями и остальным миром. Отсутствие другой возможности добраться до материка, кроме как по воздуху, очень большая разница во времени, высокие цены (дорожные расходы плюс дорогая электроэнергия делают жизнь на Камчатке в три-четыре раза дороже московской) сильно сказываются на менталитете камчатцев (именно камчатцев, камчадалы в понимании местных жителей -- это люди с примесью крови коренных народов полуострова). К счастью, своеобразие местного уклада жизни не переросло в самодостаточность и отрицание связи с материком. А оторванность от большой земли несколько компенсируется льготными тарифами на перелеты: работающие жители края раз в два года имеют право на бесплатный билет в европейскую часть (пенсионеры за счет государства), а билет для пенсионеров и молодежи до 23 лет обойдется в 8 тыс. рублей.
Но мало кто из местных жителей не мечтает начать новую жизнь на материке сам или как минимум отправить на большую землю детей. Нельзя сказать, что Петропавловск-Камчатский соответствует статусу столицы весьма богатого края, многочисленные возможности никак не реализуются на благо развития города. Только из любви к природе туристы могут закрыть глаза на фактически отсутствующую необходимую инфраструктуру не только для отдыха, но и для комфортной в понимании большинства людей жизни. Существующие месторождения, в том числе и углеводородов, почти не осваиваются даже для покрытия собственных нужд (небольшие потребности не выводят проекты на самоокупаемость, а экспорт теряет смысл из-за транспортной составляющей). В городе почти не ведется строительство, среди жилых домов по-прежнему встречаются благоустроенные бараки, прилавки магазинов бедны, а большие японские джипы на дорогах не показатель высокого достатка, а следствие необходимости -- по таким дорогам в обильные на осадки осень и зиму передвигаться иначе невозможно.
Главный источник доходов как края в целом, так и абсолютного большинства жителей -- рыбная промышленность. Несмотря на серьезный упадок по сравнению с советскими временами, Камчатке фактически больше нечего предложить остальному миру. Но свой главный товар рыбаки отдают дорого -- вынужденно, поскольку пресловутая удаленность от основных потребителей не позволяет завалить россиян дешевой рыбой. Если в Петропавловске-Камчатском горбуша стоит 35 руб. за килограмм, то в Москве ее цена вырастает в десять раз. В результате взаимные обиды: камчатцы недовольны небольшим интересом к своей основной экспортной статье, остальные россияне -- дороговизной. Судя по
прошедшему во вторник совещанию под председательством премьера Владимира Путина, разрешения этой проблемы пока не видно.
В среду сразу три встречи премьера были посвящены разбору положения дел непосредственно в регионе. Кроме того, Владимир Путин принял личное активное участие в программе исследования популяций серых китов. Губернатор Магаданской области Николай Дудов доложил, что ситуация с паводком взята под контроль. Глава Камчатского края Алексей Кузьмицкий смог донести до премьера необходимость разработки особых критериев для региона при выделении денег из фонда ЖКХ. Дело в том, что на новое строительство для расселения ветхого жилья субсидии выделяются исходя из нормы стоимости квадратного метра не выше 30 тыс. руб., что в условиях Камчатки невозможно. Глава правительства обещал рассмотреть предложения местного руководства с обоснованием новых расчетов.
Другая большая проблема -- недостаточная сейсмоустойчивость абсолютного большинства зданий. На сейсмоусиление деньги выделяются федеральным центром, но из 3,5 млрд руб. на этот год потрачено только 700 млн. Губернатор Камчатки обосновал низкую эффективность тем, что строительные компании не проходят тендерные условия: «Мы решили -- лучше, чтобы деньги были сохранены в краевом бюджете, нежели отдать их каким-то организациям, которые, попросту говоря, их разворуют».
«Да, деньги выделенные нужно использовать максимально эффективно, конечно, при нулевой коррупционной составляющей. Но работу необходимо вести -- вы же не хотите, чтобы я забрал эти деньги у вас и передал в Минрегионразвития для целевого использования», -- пригрозил премьер. Г-н Кузьмицкий обещал приложить все усилия, чтобы все же потратить деньги по назначению.
Сейсмоусиление и готовность к ликвидации возможных природных катастроф обсуждались на встрече с участием главы МЧС по краю генерал-лейтенанта Юрия Нарышкина, а также руководителя «Росрезерва» по краю Александра Савченко. Руководитель «Росрезерва» сообщил премьер-министру об усилении сейсмостойкости Петропавловского аэропорта и взлетной полосы, а глава МЧС по краю -- о количестве запасов, которые есть в распоряжении министерства для оказания в случае необходимости помощи населению. Губернатор Кузьмицкий отметил, что резервы края на случай чрезвычайных ситуаций признаны одними из лучших в России. Важно только, чтобы жизнь на Камчатке не превратилась в одну непрерывную чрезвычайную ситуацию.