Поднять в полтора раза тарифы подмосковных электричек планирует в 2011 году ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Увеличение стоимости проезда в январе этого года вызвало бурю возмущения у пассажиров и в конце концов
заставило РЖД немного умерить свои аппетиты. Руководство железнодорожной монополии утверждает, что даже при более высоких тарифах пригородные перевозки останутся убыточными. В новом году оно также хочет приблизить размер штрафа за безбилетный проезд к европейскому уровню.
О планах пересмотреть тарифы в московском регионе рассказал вчера начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых. «В Москве и Московской области тариф на проезд в пригородных поездах сейчас составляет 16,5 руб. за зону, -- цитирует его Прайм-ТАСС. -- По нашим оценкам, он может составить около 25 руб. в 2011 году». Г-н Верховых также назвал нынешний штраф за безбилетный проезд (100 руб.) «символическим платежом», подчеркнув, что сами по себе безбилетные пассажиры наносят компании «существенный ущерб». «Мы предлагаем увеличение суммы штрафа до европейских стандартов, там цифры колеблются от 60 евро», -- сказал г-н Верховых.
Одновременно начальник департамента сообщил, что пригородные перевозки останутся для РЖД убыточными. Причем даже если тарифы на 2011 год будут повышены в той мере, какую предлагают железнодорожники, их финансовые потери в этой сфере не уменьшатся, а вырастут. В целом по стране убытки РЖД от пригородного пассажирского сообщения в 2010 году ожидаются в размере 34 млрд руб., а в 2011 году -- 40 млрд руб., рассказал г-н Верховых.
В прошлом году начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер сообщил, что убытки только одного этого филиала РЖД за 2009 год от пригородных пассажирских перевозок достигли 4,8 млрд рублей.
Чтобы компенсировать потери, в январе 2010 года РЖД провела повышение тарифов в столичном регионе. Причем осуществлено оно было в два этапа. С 1 января стоимость проезда одной пригородной зоны была повышена с 14 до 16,5 руб. Проезд любого количества станций в черте города Москвы был оценен в 26 руб. (эти ставки действуют до сих пор). А с 15 января РЖД ввела еще и отдельный сбор в 26 руб. с поездок, в ходе которых пассажир пересекает границу Москвы и области. Эта мера сильнее всего ударила по обитателям ближайшего Подмосковья, ежедневно отправляющимся в столицу на работу, а вечером возвращающимся домой. Билеты от некоторых станций, расположенных в первой пригородной зоне, моментально подорожали вдвое или даже больше. Еще сильнее подскочили цены различных абонементов и проездных.
Нововведение спровоцировало вал жалоб в адрес РЖД, городских властей, Федеральной антимонопольной службы. А общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» подало в Савеловский районный суд Москвы иск с требованием «признать действия ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» по взиманию дополнительных сумм сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, противоправными и обязать прекратить эти действия».
«Неприемлемо то, что было введено», -- решил тогда мэр Москвы Юрий Лужков. Не дожидаясь рассмотрения иска Савеловским судом, правительства Москвы, Московской области и ОАО «РЖД» приняли совместное решение об отмене платы за пересечение границ региона. Ставки в 26 руб. за проезд по территории Москвы и по 16,5 руб. за каждую загородную тарифную зону протяженностью 10 км остались в силе. В результате, по подсчетам железнодорожников, тарифы 2010 года оказались в Москве на 18,2%, а в области на 17,9% выше прошлогодних. На 2011 год РЖД задумала гораздо более чувствительное подорожание проезда в пригородных электричках. О социальных последствиях этого шага пока остается только гадать.