|
|
N°152, 25 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Икрометные планы
Премьер обещает упростить правила оформления улова
Вчера Владимир Путин встречался с медведями. Не с членами ведомой премьер-министром партии «Единая Россия», а с бурыми обитателями Южно-Камчатского заказника. Поездка главы правительства на Дальний Восток продолжилась в Петропавловске-Камчатском. Пожалуй, больше медведей премьера ждали камчатские рыбаки, которые буквально перед визитом опубликовали открытое письмо премьеру с жалобами на методы ведения дел в отрасли. Но на совещании «О мерах по развитию рыбохозяйственного комплекса» места частным жалобам не оказалось. Премьер обсуждал более глобальные вопросы -- отмену таможенного оформления при ввозе на российскую территорию выловленной отечественными компаниями в российских же территориальных водах рыбы, железнодорожные тарифы на перевозку рыбы, меры поддержки отечественного гражданского судостроения.
День на Камчатке начался для премьера на Курильском озере, которое названо, как и сами Курилы, в честь местной народности, распространенной по всему Дальнему Востоку. Озеро находится в Южно-Камчатском федеральном заказнике, который, в свою очередь, составляет часть Кроноцкого заповедника. Курильское озеро -- крупнейшее в мире нерестилище лосося. Из озера вытекает единственная река Озерная, по которой из Охотского моря приходит нерка (рыба семейства лососевых). Сейчас как раз идет сезон нереста, и к берегам озера подтянулись медведи, посмотреть на которых приехал глава правительства.
Полюбовавшись животных, занятых ловлей рыбы и не обращавших никакого внимания на людей, г-н Путин побеседовал с директором заказника Тихоном Шпиленком и перелетел в столицу Камчатки на совещание по рыбной ловле уже в промышленных масштабах.
«В Петропавловске-Камчатском полночь» -- к этой знакомой всем фразе вчера можно было бы добавить: «В это время Владимир Путин прибыл на траулер «Михаил Станицын», чтобы познакомиться с трудом рыбаков». Осмотрев большой автономный морозильный траулер, премьер пообщался в кают-компании с рыбаками, которые рассказали о проблемах отрасли. А на капитанском мостике Евгений Садовников пожаловался на некачественную работу системы глобального позиционирования GPS, которая не очень точно привязана к российским картам. «По факту мы стоим на берегу, расхождение около 80 метров, что весьма существенно. Если бы система ГЛОНАСС у нас была, то она бы была привязана к нашим картам, и не возникало бы инцидентов с контролирующими органами, и патриотичнее было бы», -- заметил капитан, чем наверняка угодил премьеру, который изо всех сил продвигает отечественную разработку. «И точнее, -- добавил г-н Путин. -- Сейчас уже 23 спутника, а для того чтобы наладить глобальную систему, нужно 27 спутников, и до конца года они будут». На мостике управления траловым комплексом Евгений Садовников предложил главе правительства: «Вы на самолете летали, на лодках подводных плавали, а вытянуть трал пробовали?» «Как-нибудь попробую», -- пообещал премьер.
Владимир Путин, который, по его собственному признанию, не успел перестроиться на местное время (разница с Москвой -- плюс восемь часов), после осмотра траулера отправился в администрацию края на совещание, которое «по Москве» началось совсем не поздно -- в пять часов вечера. Местные журналисты обсуждали, как отреагирует глава федерального правительства на весьма откровенное и жесткое открытое письмо, подписанное «рыбаки Камчатки» и размещенное на сайте www.fishkamchatka.ru специально к приезду г-на Путина. Под недвусмысленным лозунгом «Пора уже прекратить издеваться над рыбаками и врать о своих успехах» рыбаки прямо обвиняют высокопоставленных местных и федеральных чиновников в коррупции («хочешь рыбачить -- плати территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству 0,5 долл. за килограмм лосося в воде»).
Но на совещании поднимались другие проблемы. Для начала глава правительства сообщил о продлении федеральной целевой программы поддержки рыбохозяйственной отрасли еще на один год -- 2014-й. Получивший затем слово глава «Росрыболовства» Андрей Крайний обозначил неожиданную проблему -- он рассказал о коренных малых народах Севера (КМНС), которые пользуются определенными преференциями при предоставлении квот на вылов рыбы для собственных нужд. Оказалось, что записать себя в КМНС может любой желающий, чем уже начали пользоваться предприимчивые рыбаки, посылающие под этим предлогом заявки в «Росрыболовство». «Вот кто угодно -- я, вы, Виктор Алексеевич (первый вице-премьер Виктор Зубков. -- Ред.) можем обратиться в суд для вынесения решения о принадлежности к коренным народностям...» -- решил объяснить на примере г-н Крайний. «Вы меня в свои дела не впутывайте, -- усмехнулся премьер и уже серьезно добавил: -- Я русский, мои предки в Тверской области с шестнадцатого столетия записаны в церковно-приходских книгах». Но поручение Минрегиону разобраться с критериями причисления к малым народам все же дал.
Разобравшись с родословной Владимира Путина, собравшиеся обсудили проблему таможенных пошлин на добытую рыбу при ввозе ее на территорию страны. Мало того, что сама постановка вопроса (рыба, выловленная нашими рыбаками, проходит на родном берегу все процедуры, как импортная) выглядит странно, так еще это просто отнимает время. Премьер прямо на совещании принял решение выпустить постановление правительства, снимающее эту проблему. А первый вице-премьер Виктор Зубков порадовал рыбаков тем, что уже в осеннюю сессию работы Госдумы ожидается принятие закона, оставляющего право ветеринарного контроля лишь у двух ведомств -- «Росрыболовства» и «Роспотребнадзора».
Горячая дискуссия завязалась на тему железнодорожных тарифов на доставку рыбы до основного потребителя в европейской части страны. Рыбаки уверены, что РЖД завышает цены на свои услуги, представитель Минтранса занял сторону естественного монополиста, назвав уже действующие тарифы «исключительными из исключительных», подразумевая исключительно низкие. Премьер все же углядел в тарифной политике РЖД изъяны, отметив, что, видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы рыба не доходила до потребителей или доходила существенно подорожавшей за время пути. В заботе о согражданах было решено исправить тарифную политику в сторону еще большего благоприятствования интересам рыбаков.
Еще более оживленно обсуждался вопрос переоснащения и развития рыболовецкой флотилии, но по нему решений так и не последовало. Договорились лишь развивать отечественную судостроительную промышленность, а пока временно возможно разрешить беспошлинный ввоз необходимой иностранной техники и привлекать зарубежных производителей к строительству судов в России.
Юлия МИРОНОВА, Петропавловск-Камчатский