Время новостей
     N°153, 26 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2010
Вкусный дискурс
Два новых музея современного искусства восполняют лакуны артжизни Санкт-Петербурга
Творческие биографии двух новорожденных музеев современного искусства в городе на Неве, Нового музея и «Эрарты», начинаются почти одновременно, с июня нынешнего года. Оба музея расположены в несуетном и созерцательном месте -- на Васильевском острове. Остров давно уже прошел обряд артистической инициации благодаря присутствию на нем институции с великой биографией -- Санкт-Петербургской академии художеств. И Новый музей, и «Эрарта» появились по воле частных меценатов. У обоих интересные фонды, амбициозные планы, шанс достойно выполнить просветительскую миссию в отношении истории искусства новейшего времени. Схожи и их проблемы.

Сперва о хорошем. Оба музея, по сути, восполняют пробелы в полноценной и сложной картине художественного процесса второй половины прошлого -- первого десятилетия нынешнего века. Пойдем в Русский музей. Что после авангарда и Дейнеки в постоянной экспозиции увидим? Немного. В Мраморном дворце угнездился филиал ГРМ. Там экспозиция «Музей Людвига»: чуть-чуть сливок мирового модернизма второй половины XX столетия. И все. Где посмотреть хотя бы краткую историю неофициального искусства 1960--1980-х годов? Где узнать о тенденциях российского искусства 1990--2000-х? Теперь есть Новый музей. В нем эти периоды можно увидеть стереоскопическим зрением: рельефно, фактурно, четко, в правильном фокусе.

Далее... Как историк искусства я всегда задавался вопросом: какой художественной жизнью жила Россия помимо официоза и неофициоза? Ну в Москве известно направление «левый МОСХ» (либеральное крыло Московского союза художников), тонким исследователем которого был скончавшийся в начале августа профессор Александр Морозов (светлая память). Еще знакомы и привечаемы столичные и подмосковные художники-автодидакты, мастера наивного жанра, не желавшие сбиваться в стаи по политическим и даже творческим принципам, альтернативные всяким брендам и трендам. Что же, в Санкт-Петербурге и других городах подобного не было и нет? «Имеется», -- отвечает музей «Эрарта» и предлагает знакомство с двумя тысячами экспонатов.

В принципе оба музея подтверждают, что в сегодняшней России масштабная культуртрегерская работа может выполняться по частной инициативе. Это повод для радости, но не для профессиональной эйфории. Радость в том, что «вкусный дискурс» -- общение с частным вкусом -- всегда обаятелен. Разговор доверительный, и эмоции искренние. Большинство предметов искусства не случайны, они, что называется, «олюблены» владельцем. Потому посетителю удается счастливо избежать «правильности» восприятия, иссушающей контакт с живыми образами. Однако-однако. Придется быть занудой и пробурчать: частные музеи изумительны, когда они блестяще комментируют уже сложившийся и вписанный в культурную традицию гипертекст (им могло бы стать собрание новейшего отдела Русского музея, будь оно сформировано по аналогии с Центром Помпиду, МоМА, или галереи такого масштаба, как Тейт, Гуггенхайм). Когда же такого «гипертекста» нет, то сразу обнаруживается обратная сторона «вкусного дискурса»: волюнтаризм в акцентах, в определении значимости того или иного явления, неравноценность отвечающих за важные периоды новейшего артпроцесса вещей.

В большей степени эти претензии можно адресовать музею «Эрарта», владельцы которого, видимо, слишком уж отчаянно увлеклись поточным приобретением всего, что удовлетворяет выбранным директором Михаилом Овчинниковым критериям (они тоже, мягко говоря, эскизны -- «свобода, оригинальность, мастерство»). В результате пять гигантских этажей бывшего комитета советской партноменклатуры напоминают гигантский депозитарий, в котором хранится все и сразу, а навигация, чтобы не заблудиться, не задана.

В меньшей степени эти претензии относятся к Новому музею, организатор которого, Аслан Чехоев, заручился хорошей профессиональной поддержкой благодаря давним контактам с известными мастерами и исследователями неофициального искусства.

Возможно, «вкусный дискурс» частных музеев особенно питателен, когда таких музеев много, когда выходит нечто вроде мозаики, из которой собирается чаемая объективная картина истории искусства.

ФОТО: Почетные гости двух новорожденных музеев тоже те же. В Новом музее экскурсию для Ильи и Эмилии Кабаковых проводил запечатленный на снимке организатор проекта Аслан Чехоев, в «Эрарте» -- директор музея Михаил Овчинников

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки