Время новостей
     N°152, 25 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2010
Условная прибыль
Акционеры КТК займут миллиард на расширение трубопровода
Из 4,6 млрд долл., которые, как планируют акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), будут потрачены на расширение мощности нефтепровода, около миллиарда может быть привлечено из внешних источников. Об этом сообщил вчера генеральный директор консорциума Александр Тараканов. По его словам, вложенные средства и сделанные заимствования должны быть возвращены в течение ближайших восьми лет. Чтобы указанные сроки были соблюдены, отмечают эксперты, КТК придется направлять практически всю получаемую прибыль на оплату долгов.

Окончательный объем средств, которые КТК готов потратить на расширение своего трубопровода длиной 1,51 тыс. км (связывает казахстанские месторождения с российскими черноморскими портами), будет определен лишь к концу текущего года -- итоговая смета должна быть подписана 15 декабря. Отметим, что стоимость увеличения пропускной способности этой нефтетранспортной артерии постоянно росла начиная с 2005 года. С тех пор предположительная цена модернизации и усовершенствования выросла с 2 до 4,6 млрд долл. «Думаю, мы за эту цифру не выйдем, но более четко будет понятно к концу года», -- заявил вчера Александр Тараканов, добавив, что консорциум постарается осилить все затраты самостоятельно. В то же время гендиректор КТК признал, что в перспективе двух-трех лет потребуется дополнительное финансирование из внешних источников. Возможных кредиторов «Времени новостей» в КТК вчера не назвали. «В районе 1 млрд долл. может понадобиться в рамках нынешней финансовой модели теоретически к концу 2012--2013 годов», -- сообщил г-н Тараканов. Дело в том, что хотя строительство должно начаться уже в марте 2011 года, согласно проекту расширения мощности трубопровода на указанный генеральным директором период придется основная масса капиталоемких работ. Так, в 2012-м предстоит модернизировать действующие нефтеперегонные станции, заменить 88 км трубопровода в Казахстане, усовершенствовать морской терминал. В 2013-м должно быть построено три резервуара по 100 тыс. кубометров каждый. Кроме того, планируется построить пять новых перегонных станций. Все это должно позволить увеличить пропускную способность КТК с нынешних 34,57 млн (в прошлом году отгрузка выросла на 9,9%) до 48 млн тонн нефти в год. К 2014 году мощность КТК рассчитывают довести до 67 млн тонн.

Как полагают эксперты, на пути реализации проекта препятствий возникнуть не должно. «Необходимый спрос на мощности трубопровода обеспечен. Учитывая новые санкции против Ирана, участники каспийских проектов предпочтут не рисковать и переориентируют свои поставки на северное направление. Дополнительные объемы обеспечат и запускаемые месторождения в Казахстане», -- полагает аналитик UniCredit Артем Кончин. По словам его коллеги, начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, расширение мощности трубопровода позволит России завязать на себя казахскую нефть. Генеральный директор консорциума вчера сообщил, что в перспективе КТК рассчитывает получить в свою трубу сырье с «Кашагана», а также с месторождения имени Филановского, которое разрабатывает ЛУКОЙЛ.

С точки зрения привлечения заемных средств, по словам Дмитрия Александрова, у КТК затруднений также не предвидится: «Под такой проект получить кредит легко, тем более с такими акционерами». Отметим, что владельцами трубопровода, который принято называть единственным частным нефтетранспортным предприятием в стране, кроме Chevron (15%), Lukarco (12,5%), Mobil (7,5%), СП Rosneft-Shell (7,5%), BG (2%), Eni (2%) и Oryx (1,75%) также являются Россия (через «Транснефть» контролирует 24%, еще 7% через «КТК компании») и Казахстан (через «Казмунайгаз» и Kazakhstan Pipeline Ventures -- 19 и 1,75%).

В то же время, по мнению экспертов, проект расширения оказался совсем не дешевым. «Хотя расходные материалы дорожали не так сильно, с 6,3 долл. за тонну на 100 километров транспортировки, цена выросла до 9,5 долл. Таким образом, удельная себестоимость строительства у КТК получается выше, чем у БТС-2», -- заметил г-н Александров. Кроме того, по его расчетам, при сохранении операционной прибыли КТК на уровне порядка 500 млн долл. практически вся она будет уходить на покрытие миллиардного долга. Как пояснил вчера г-н Тараканов, если консорциум прибегнет к заимствованиям, то одолженные средства планируется вернуть к 2018--2019 годам.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ