|
|
N°152, 25 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кадыровый вопрос
Глава Бурятии тоже расхотел называться президентом
Вслед за своим чеченским коллегой Рамзаном Кадыровым президент Бурятии Вячеслав Наговицын также захотел переименовать свою должность. Вчера он обратился к республиканскому парламенту с просьбой рассмотреть этот вопрос. «Если у депутатов не будет аргументов против переименования, они должны принять решение и подобрать варианты нового названия должности главы Бурятии, -- сообщил г-н Наговицын и добавил уже стандартную для сторонников этой идеи фразу: -- Президент в стране должен быть один». Таким образом, идея отмены слова "президент" в названиях глав регионов явно приобретает характер политической кампании.
Инициативу уже успели примерить на себя главы других республик, и многие из них не против отказаться от «президентства», но только в случае, если это решение примет федеральный центр. Например, президент Марий Эл Леонид Маркелов так прокомментировал идею чеченского лидера: «Безусловно, логика в заявлениях Рамзана Кадырова есть. В России президент должен быть один. Если такое решение будет принято, то мы сочтем его верным». Президент Удмуртии Александр Волков также высказался о том, что название глав регионов должно определяться федеральным законом: «Надо, не стесняясь и не краснея, наконец принять федеральный закон, который все определит. То время, когда каждый берет что сможет, уже прошло, и надо это признать. Должен быть порядок. Мы Россия, одна страна. Порядок должен быть один для всех».
Пресс-служба недавно назначенного президента Башкирии Рустэма Хамитова распространила заявление о том, что вопрос, как называться, для главы республики на сегодняшний день не главный. То есть инициативе Рамзана Кадырова в данном случае не сказано ни да ни нет.
Пока только в Татарстане идея переименования должности главы субъекта встретила однозначное неприятие. Руководитель пресс-службы президента республики Андрей Кузьмин напомнил, что в Татарстане есть конституция и «в ней все написано, а именно что высшим должностным лицом республики является президент». «Никаких инициатив по внесению изменений в основной закон республики, связанных с наименованием руководителя региона, а именно президента, в Татарстане нет», -- сказал г-н Кузьмин. Первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев высказал мнение, что республиканский парламент вряд ли станет менять конституцию: «Я знаю, что наш депутатский корпус очень бережно относится к конституции республики. Как показало непростое постперестроечное время, однажды принятая конституция Татарстана обеспечивает мир и спокойствие в многонациональной и многоконфессиональной республике».
Эксперты убеждены, что курс на сокращение числа президентов взяла именно федеральная власть, хотя в этом и не признается. «Пока федеральные власти не сделали ничего такого, чтобы формально связать их с этой инициативой. Но даже по тому, как они не торопятся к ней присоединиться, можно предположить, что инициатива федеральная», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«Думаю, что реально эту инициативу продвигает Кремль, а Кадыров просто первым ее озвучил. И таким образом он вновь подчеркнул свою лояльность федеральному центру», -- поделился мнением с корреспондентом «Времени новостей» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. При этом политолог уверен, что специального федерального закона по унификации названий глав субъектов принято не будет: «Думаю, власти постараются сделать так, чтобы республики сами решали этот вопрос. Если принимать федеральный закон, то не совсем понятно, что в этом законе писать. Что президент должен быть только один? А как же многочисленные президенты компаний, их тоже переименовывать? Мне кажется, что федеральные власти хотели бы уменьшить количество президентов, но предпочли бы, чтобы регионы сами принимали подобные решения».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА