Время новостей
     N°152, 25 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2010
Денежный ливень
Государство в поисках финансовых потоков для борьбы с пожарами в регионах
Президент Дмитрий Медведев дал поручение премьер-министру Владимиру Путину разработать меры, способствующие повышению пожаробезопасности в стране. В первую очередь предложено подумать над направлением на муниципальный уровень финансовых потоков и только во вторую -- водных. Эксперты, опрошенные "Временем новостей", полагают, что местным властям рано радоваться, и предостерегают их от попадания в бюджетную ловушку.

В понедельник на официальном сайте Кремля были опубликованы поручения главы государства по итогам его поездки в начале августа в Марий Эл. В частности, там обсуждались меры, которые необходимо принять для повышения пожарной безопасности в стране (см. «Время новостей» от 10 августа). Выяснилось, что муниципальные власти не только зачастую лишены возможности влиять на уровень пожарной безопасности на вверенной им территории из-за недостатка средств, но и не имеют на это права. Расходы на обеспечение пожарной безопасности могут быть признаны нецелевыми со всеми вытекающими из этого уголовными последствиями. Федеральное же Министерство по чрезвычайным ситуациям подключается к тушению пожаров только тогда, когда они приобретают характер национального бедствия.

Глава государства предлагает правительству подумать над возможностью наделения местных органов власти правом заниматься противопожарной безопасностью, предусмотрев для этих целей дополнительные источники финансирования. Первым пунктом президентского поручения кабинету министров дано задание проработать и представить предложения о передаче муниципальным органам власти права устанавливать льготы по тем налогам, которые наполняют бюджеты муниципалитетов.

О необходимости отказаться от весьма распространенной практики предоставления льгот по местным налогам решениями, принимаемыми на федеральном уровне, уже давно говорит Министерство финансов. В первой версии программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной в начале этого года (см. «Время новостей» от 5 марта), Минфин для обеспечения стабильности доходной базы бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов предлагал полностью отменить и законодательно запретить возможность предоставления на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам. В конечной версии документа, утвержденного распоряжением правительства 30 июня 2010 года, эта идея сохранилась в более мягкой форме: там говорится о необходимости «поэтапно сократить установленные федеральными законами льготы по региональным и местным налогам».

Решить эту задачу пока не удается. Наоборот, отраслевые лоббисты пробивают все новые и новые льготы. Например, в июне в первом чтении Госдума приняла представленный правительством РФ проект закона, освобождающий на 15 лет от налога на имущество вновь вводимые объекты инфраструктуры на внутреннем водном и воздушном транспорте (см. «Время новостей» от 17 июня). В Министерстве финансов признают, что подобные налоговые новации в корне противоречат провозглашенным принципам ответственной бюджетной политики, в соответствии с которыми объем расходных обязательств каждого бюджетного уровня должен быть жестко увязан с размером гарантированных фискальных поступлений. Но противодействовать таким новациям не всегда могут.

Сам Минфин, пытаясь двигаться в русле провозглашенных принципов, на днях опубликовал проект поправок к Налоговому кодексу, которыми предполагается с 2012 года лишить льгот по налогу на имущество магистральные железнодорожные пути, линии электропередачи и трубопроводы. Сейчас это самые крупные федеральные изъятия из налоговой базы регионов, лишающие местные бюджеты примерно 60 млрд руб. в год.

В своем поручении президент также просит правительство подумать о мерах экономического и административного стимулирования собственников недвижимости к тому, чтобы ее официально регистрировали. Это тоже должно способствовать наполнению местных бюджетов налогом на имущество. Глава государства также предлагает установить ответственность собственников за неиспользование принадлежащих им земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. Тем самым несознательные предприниматели лишают местные бюджеты отчислений с налога на прибыль. Собранные таким образом дополнительные средства президент предлагает разрешить местным властям тратить на мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров.

Закончить размышлять над заданием президента правительственные чиновники обязаны уже до 1 сентября 2010 года. К октябрю они должны внести изменения в нормативы, увеличив противопожарное расстояние между населенными пунктами и лесами. Это была одна из главных просьб пострадавших от лесных пожаров. Более того, попытки жителей Выксунского района Нижегородской области накануне уничтожения огнем своих деревень самостоятельно расчистить противопожарные полосы и увеличить их наталкивались на активное противодействие местных правоохранительных органов (см. «Время новостей» от 2 августа).

И наконец, к ноябрю президент поручил предусмотреть в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» отдельной строкой дополнительные меры по развитию центрального водоснабжения сельских и городских поселений. Той же цели, видимо, должны служить и программы реформирования ЖКХ после 2012 года. Их нужно разработать к 1 декабря 2010 года.

Отказ от установления на федеральном уровне льгот по местным налогам заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин считает «сильным политическим ходом федерального центра». «Раньше и у региональных властей, и у Совета Федерации всегда был аргумент в споре с Москвой: федерация отнимает у нас доходы, устанавливая свои федеральные льготы по нашим региональным налогам. Теперь у них этот козырь будет выбит, -- убежден экономист. -- Все козыри окажутся у федерации. Как только регион придет в Минфин просить бюджетный кредит или дотации на обеспечение сбалансированности своего бюджета, ему тут же напомнят, какие льготы и на какую сумму он у себя в регионе наустанавливал. И предложат отменить эти льготы, а не ходить за деньгами из федерального бюджета. Возразить против этого будет нечего. Регионам станет сложнее доказывать, что у них мало денег».

Эксперт убежден, что хотя «де-юре у нас не было призывов увеличивать налоговое бремя» (до кризиса оно сокращалось), в последнее время «без объявления войны фискальная нагрузка стала расти». В этом же русле он рассматривает и сокращение льгот по региональным и местным налогам. «Делается это для того, чтобы поддержать доходную базу региональных и местных бюджетов в условиях, когда федерация сокращает общий объем финансовой помощи консолидированным субъектам РФ. Снижение объемов федеральной помощи предусмотрено проектом закона о федеральном бюджете на 2011--2013 годы», -- напоминает г-н Дерюгин.

При этом он сомневается, что регионы, а тем более муниципалитеты смогут увеличить доходы бюджетов после передачи им исключительного права устанавливать льготы по своим налогам. По его расчетам, сумма льгот составляет около 170 млрд руб. в год, где абсолютно преобладают льготы по налогу на имущество организаций. Лишь около 5 млрд руб. из них -- это льготы по земельному налогу. При этом «объем местных льгот по имущественному налогу сейчас вполне сопоставим с объемом федеральных льгот», поясняет Александр Дерюгин. Он полагает, что и из переданных с федерального уровня льгот не менее половины регионы сохранят в том или ином виде.

При этом экономист обращает внимание, что раньше, когда речь заходила о необходимости отмены федеральных льгот по местным налогам конкретно для РЖД, «Газпрома» или других естественных монополий, федеральный центр опасался, что это приведет к росту тарифов. Такой сценарий развития событий кажется неизбежным, если в результате до местных бюджетов дойдет какой-то дополнительный финансовый поток.

Эксперты также обращают внимание, что сейчас речь ведется только об отмене льгот. Но гораздо большие размеры собственности вообще выведены из-под налогообложения. Это касается, например, федерального лесного фонда, земель Министерства обороны, научных объектов.

Отчисления от них также могли бы существенно поддержать многие муниципалитеты, полагает научный сотрудник лаборатории проблем муниципального развития Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Нина Миронова. «Государство не понимает важность эффективного местного самоуправления. В результате муниципальной реформы у нас получилось даже не как всегда, а гораздо хуже, чем было. Муниципалитеты оказались один на один с населением, перед которым вроде бы органы местного самоуправления несут ответственность, но при этом у них нет никаких ни финансовых, ни материальных ресурсов для реализации своих обязательств».

Похоже, правительство с этим не согласно. В минувшую пятницу премьер-министр Владимир Путин обвинил региональные власти в неэффективном расходовании в 2009 году 415 млрд руб. (см. «Время новостей» от 23 августа). Это вполне сопоставимо с теми 380 млрд руб., которых не хватает субъектам федерации для сбалансированности своих бюджетов.

Андрей СУСАРОВ