Эксперты PricewaterhouseCoopers говорят о необходимости господдержки российского автопрома
Специалисты института PricewaterhouseCoopers по проблемам автомобильной промышленности (PwC Autofacts) считают, что развитые мировые авторынки (среди которых Китай, США, Япония и Европа) ожидает период замедления роста объемов сборки и продаж. «Данная тенденция обусловлена постепенным сворачиванием программ государственной поддержки», -- отмечают эксперты. В странах же с быстроразвивающимися рынками темп роста сохранится. Например, в Китае в 2009 году отмечался как органический рост отрасли, так и рост в результате антикризисной поддержки, отмечают в PwC. В России долгосрочная перспектива развития автосборки будет определяться продолжающимся процессом локализации производственных мощностей ведущих мировых компаний.
В краткосрочной перспективе программа утилизации старых автомобилей, осуществляемая российским правительством (ее объем недавно был увеличен с 200 тыс. до 400 тыс. единиц), станет основным стимулом для развития рынка, считают в PwC. По данным «Росстата», выпуск легковых автомобилей за семь месяцев 2010-го вырос на 70,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 599 тыс. штук
(см. «Время новостей» от 17 августа). Их производство в нынешнем июле по сравнению с прошлогодним увеличилось на 83,6%. Производство грузовых автомобилей (кроме автосамосвалов) за январь--июль стало больше на 51,8% и достигло 74,6 тыс. единиц, а за июль -- на 58,4%.
Эксперты подсчитали, что объем сборки легковых автомобилей 13 стран -- лидеров рынка (Китай, Япония, США, Германия, Южная Корея, Бразилия, Индия, Испания, Канада, Мексика, Соединенное Королевство, Чешская Республика и Россия) вырос на 47,8% с января по май 2010-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда автоконцерны, опасаясь падения мировых продаж, сократили объем производства.
По мнению специалистов PwC Autofacts, баланс между глобальными объемами сборки и продаж автомобилей в 2010 году пока не достигнут. Он был утерян из-за мер поддержки отрасли, принятых в начале 2009 года в условиях кризиса. Так, в странах Евросоюза по-прежнему сохраняется неопределенность. Эксперты PwC считают, что ужесточение налогового режима в связи с необходимостью уменьшения госдолга во многих странах может неблагоприятно повлиять на потребительский спрос во втором полугодии 2010 года. «Меры строгой экономии, в том числе сокращение госзатрат в сочетании с увольнениями сотрудников предприятий и/или сокращением или замораживанием заработной платы, могут не только нанести удар по спросу на новые автомобили в единичном секторе экономики, но и отрицательно сказаться на потребительской уверенности во всех отраслях», -- говорят эксперты о перспективах стран EC. Данная тенденция в свою очередь создаст дополнительный риск снижения спроса на новые машины. Продажи новых авто в странах Евросоюза снизятся в 2010 году на 7,8%, до 13,3 млн единиц, хотя их сборка вырастет по сравнению с 2009-м на 2,8%, до 15,2 млн единиц. Одну из основных причин такого роста специалисты видят в том, что в 2009-м уровень производства был ниже уровня спроса из-за попыток производителей сократить товарные запасы в начале года. Кроме того, в текущем году наблюдается значительный рост экспорта автомобилей, чему способствуют ослабление евро, укрепление китайского рынка и оживление деловой активности на многих других экспортных рынках. Чистый объем торговли будет расти также благодаря набирающему силу процессу локализации сборки автомобилей марок Hyundai и Kia.
В Восточной Европе основным фактором, определяющим объем автосборки, будет внутренний спрос, при этом определенную роль играют также программы экспорта автомобилей, преимущественно в страны Евросоюза. Немаловажную роль играет ситуация в России, где автосборка, как и в других странах СНГ, в большей степени зависит от внутреннего спроса. Эксперты PwC говорят, что пока слишком рано утверждать, что российский рынок демонстрирует явные признаки восстановления. «Рост продаж и производства традиционных российских брендов был вызван в первую очередь программой утилизации. Увеличение сегмента иностранных брендов, произведенных в России, происходит во многом за счет сокращения импорта. На рынке есть позитивные тенденции, но их еще нельзя считать доказательствами коренных изменений», -- считает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Наталия Щербакова.
Дальнейшее развитие ситуации в мировом автопроме эксперты PwC прогнозировать не берутся. «Остаточное воздействие экономического кризиса на отрасль изменило традиционное соотношение между сборкой легковых автомобилей и их продажами. Восстановление автомобильной промышленности происходит в различных формах на развитых и развивающихся рынках. В связи с этим принимаемые в разных регионах антикризисные меры приводят к значительному колебанию показателей объемов сборки и продаж, что не позволяет четко проследить динамику развития рынков», -- отмечает аналитик PwC Autofacts Калум Макрей.