|
|
N°151, 24 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дядя Степа станет копом
"Единая Россия" провела внутрипартийную дискуссию по закону "О полиции"
Политические клубы «Единой России» в минувшую пятницу по поручению спикера Государственной думы и одного из лидеров партии Бориса Грызлова собрались в Центре социально-консервативной политики на внеочередное заседание, чтобы обсудить недавнюю инициативу главы государства Дмитрия Медведева -- законопроект «О полиции». И хотя документ вносит системные изменения в жизнь правоохранительных органов -- перераспределяет полномочия между силовыми структурами, дает им новые возможности, обсуждение крутилось в основном вокруг смены имени. Участники дискуссии пытались выяснить, с кем у россиян больше ассоциируется слово «полиция»: с мускулистыми американскими «копами», городовыми царского времени или полицаями эпохи второй мировой.
«Сегодня время перемен пришло. Уже само название «полиция» свидетельствует о том, что государство берет на себя ответственность за защиту граждан, -- сказал, открывая заседание, замсекретаря президиума генсовета и координатор клубной работы «Единой России» Юрий Шувалов. -- Известно, что работа милиции -- обеспечивать общественную безопасность за счет муниципалитетов. В свою очередь работу полиции контролирует государство на федеральном уровне», -- полагает он.
Г-н Шувалов посетовал, что само название «полиция» воспринимается обществом неоднозначно. Но тут же успокоил коллег: «Мы уже сталкивались с подобной проблемой при проработке идеологии «Единой России». Тогда мы тоже опасались, что понятие «консерватизм» будет вызывать у людей спорные эмоции. Однако широкая дискуссия по всем российским регионам принесла свои плоды, и сегодня наша идеология российского консерватизма воспринимается гражданами адекватно».
Политик также отметил, что закон упразднит 43 нормативных акта, регламентирующих деятельность милиции, которые не будут иметь отношения к полиции. «При этом существует достаточно много отсылочных норм, которые требуют серьезного экспертного обсуждения и, может быть, внесения более конкретных формулировок в закон», -- сказал г-н Шувалов.
Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев, в прошлом заместитель министра внутренних дел, отметил, что переименование будет стоить недешево, а граждане, которые сегодня критично настроены по отношению к власти, будут интересоваться эффективностью такой траты денег. Но принять медведевский законопроект необходимо. «Той милиции, которую граждане помнят по образам дяди Степы, Анискина и других героев, больше нет. Правоохранительные органы сегодня народ называет ментами. Это прилипло и уже никак не отскоблишь. Сегодня авторы реформы взяли на себя большую ответственность, ведь вопрос названия в том числе является политическим», -- считает г-н Васильев.
Координатор государственно-патриотического клуба, депутат Госдумы Ирина Яровая заявила, что вопрос наименования носит не формальный, а сущностный характер. Она заговорила о «ментовской психологии и культуре», которая «сегодня занимает непозволительно большое место на каналах телевидения».
Г-жа Яровая также отметила, что ни в коем случае нельзя сокращать финансирование правоохранительной системы. «Если раньше в случае гибели сотрудника выплачивалась сумма, сопоставимая с денежным довольствием, то теперь речь идет об окладе. Понятно, что это разные деньги», -- сказала депутат.
«Без изменения названия невозможно провести глубокую, серьезную реформу правоохранительных органов, -- считает политолог Ольга Крыштановская. -- Есть образ ментов, который запал в оперативную память нашего народа с анекдотами про их тупость и так далее. И есть образ полицейского -- спортивного, эрудированного, хорошо вооруженного и способного на многое».
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов согласился с тем, что переименование сулит имиджевые выгоды, хотя и отметил, что само название «полиция» несет в себе определенные негативные характеристики, связанные с «полицаями» времен второй мировой войны. «Но в то же время в истории России есть образ городового, который всегда символизировал правопорядок. «Положительные образы есть. Их нужно только вспомнить и разумно распорядиться ими», -- отметил эксперт.
Член комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Виктор Зубарев отметил, что сейчас в обществе нет ярко выраженной тенденции к неприятию законопроекта «О полиции», равно как и его одобрению. Он привел данные опросов, согласно которым 60% граждан не определились с отношением к этому законопроекту. Поэтому главная задача, по мнению депутата, «правильно донести до россиян суть предлагаемых преобразований».
Член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Владимир Мединский высказал ряд предложений по реформе МВД, ведь, по его мнению, «очень важно, чтобы принятие законопроекта свелось не к формальному ребрендингу». «Мы должны в рамках реформы убрать милицию с улицы, ей нечего там делать. Ей нечего делать около метро. Это иллюзия безопасности и самообман. ГИБДД тоже нечего делать на перекрестках, если там работает светофор», -- считает депутат. Также он считает необходимым «повесить на губернатора дополнительную ответственность и дополнительные полномочия за состояние преступности в регионе, хотя бы мелкого и среднего характера». Депутат высказался в поддержку предложений о выборности начальника местной милиции и дополнительного материального поощрения отличившихся сотрудников.
Заместитель председателя думского комитета по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Андрей Назаров назвал недостатком законопроекта то, что контроль за полицией возлагается на суды. А достоинством документа, по его мнению, является статья об открытости и доверии. «Что касается дальнейшей работы над законопроектом, то его необходимо привести в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом. Мы бы также добавили сюда пресловутый парламентский контроль», -- сказал г-н Назаров. Главной же проблемой при реализации реформы МВД он назвал финансирование. По разным оценкам, она обойдется государству в 200--600 млрд руб., а годовой бюджет всей милиции составляет 500 миллиардов.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА