|
|
N°146, 14 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Светлана Кузнецова: Отец поставил мне ультиматум
Своей двойной победой на теннисном турнире в Хельсинки 17-летняя Светлана Кузнецова наделала немало шума в теннисных кругах. Не то чтобы о петербургской теннисистке до воскресного вечера никто не знал -- 127-й номер мирового рейтинга подразумевает некоторую известность, притом не только среди специалистов. Но едва ли кто-то из знатоков рискнул бы накануне Nordea Nordic Light Open предположить победу теннисистки, начавшей движение по турнирной сетке с квалификационных матчей. Победа в парном разряде была более вероятна (учитывая, что Светлана играла с Арантой Санчес-Викарио), но ведь и ее нужно было добиться, а успешно играть в двух сетках сразу способны немногие.
-- Нагрузка выдалась такая, что до сих пор не могу отойти, -- сказала Светлана в телефонном разговоре уже после прибытия в Барселону, где вместе с мамой она живет и тренируется. -- За неделю сыграла восемь матчей в одиночном турнире и четыре в паре. Особенно тяжелыми оказались последние дни. В пятницу был очень трудный четвертьфинал с Шнидер (продолжался 2,5 часа), а потом матч в паре. По сравнению с одиночкой это, конечно, легче, но тоже отнимает силы.
-- Верно ли, что накануне турнира у вас даже произошел конфликт с отцом, который настаивал на том, чтобы вы отказались от игр в паре?
-- Да, папа категорически возражал. После Уимблдона он вообще хотел запретить мне играть в паре. Когда я «самовольно» сыграла пару на турнире в Касабланке, он чуть ли не ультиматум поставил. Сказал, что пока в первую сотню не войду, буду играть только одиночки. Уже перед финальным матчем в Хельсинки, когда стало очевидно, что я попадаю в 100 лучших, мы разговаривали по телефону. Я спросила: можно ли мне теперь играть парные турниры. Он только посмеялся... Вообще он очень внимательно следит за моей игрой и активно «руководит» календарем, какими-то тренировочными методиками делится постоянно.
Здесь стоит сделать небольшое отступление, чтобы рассказать о родителях новоиспеченной чемпионки. Светлана выросла в знаменитой велосипедной семье. Ее отец, Александр Кузнецов -- заслуженный тренер СССР и России, воспитавший за 30 лет огромное количество олимпийских чемпионов и чемпионов мира (последним и самым, пожалуй, знаменитым следует назвать олимпийского чемпиона Сиднея Вячеслава Екимова). Последние годы Александр Анатольевич руководит профессиональной шоссейной командой ИТЕРА и большую часть времени проводит в тренировочном лагере недалеко от Барселоны. Светлана же вместе с мамой, многократной чемпионкой мира Галиной Царевой, живет в пригороде столицы Каталонии. У Кузнецова часто спрашивают: почему он не посадил дочь на велосипед?
-- Когда Светланка родилась, я сразу сказал: еще одной велосипедистки в доме не будет. Я жену тренировал 10 лет, потом сына... Работать еще и с дочерью я просто не смог бы. Надо было бы набирать женскую группу, а нашей питерской школе «Локосфинкс» это просто невозможно сделать. У мужчин и женщин совершенно разный календарь соревнований, и нас бы просто физически не хватило охватить все это. Про деньги я даже не говорю. Отдали сперва в плавание, а потом она пошла играть в теннис. Долго думали: отдавать или не отдавать ребенка в теннис. На семейном совете я сказал: пусть идет. При этом я полагал, что расходы будут связаны главным образом с поездками на турниры. Когда же оказалось, что надо платить тренеру, оплачивать аренду кортов, возить тренера на соревнования за свой счет, я, признаться, опешил. Помню, как-то на одном из советов (решали, ехать или не ехать на какой-то турнир) дочка обиженно сказала: «Папа, ты же обещал меня поддерживать». Жена тогда поддела меня, ответив Свете: «Дочь, когда папа говорил это, он думал, что у него много денег». Сейчас, конечно, уже легче -- дочка побеждает, зарабатывает хорошие очки, есть уже какие-никакие призовые. Может быть, ИТЕРА возьмет и ее на контракт, как взяла моих велосипедистов. Все-таки за последние два года прогресс у Светы впечатляющий.
-- Папа у меня человек решительный, -- говорит юная теннисистка. -- Если что-то решит, то его и пять человек не переубедят.
-- А мама?
-- Мама всегда поддерживает меня. Однако если папа настаивает, наших усилий не хватает.
-- Куда теперь отправится Светлана Кузнецова?
-- На следующей неделе улетаю в Америку. US Open мне предстоит начинать с квалификации. Пока что готовлюсь в Барселоне. Впрочем, готовлюсь больше психологически -- после финского турнира сил на полноценные тренировки не хватает.
Константин БОЙЦОВ