Региональные власти призывают государство аккуратно вмешаться в рост цен на продовольствие
Цены на продукты питания готовятся к подъему, который потребители почувствуют на себе к концу сентября. Чиновники не знают других способов сдерживания роста продовольственных цен, кроме как административное вмешательство. Вчера и.о. генерального прокурора РФ Александр Буксман поручил региональным прокурорам организовать мониторинг цен на основные продукты и принять «меры прокурорского реагирования для устранения нарушений антимонопольного законодательства, пресечения фактов ценового сговора и необоснованного повышения цен на основные продукты питания». У некоторых специалистов есть опасение, что проигравшей стороной в битве с ценами окажется и отечественный производитель, и потребитель. При этом введенный правительством запрет на экспорт зерна пока положительных результатов не приносит.
Пока рост розничных цен на основные продукты питания незначителен. Например, по данным, приведенным вчера первым заместителем руководителя департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктором Ольховым, за январь--июль продовольственная инфляция в столице составила 5,71% (в среднем по России -- 5,69%). «За август мы прогнозируем уровень инфляции в столице 0,6--0,7%, не более», -- успокоил москвичей г-н Ольховой.
«Реальный скачок цен будет в середине -- конце сентября», -- предупреждает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский. По его словам, цены будет вздувать не только торговля, различные посредники, недобросовестные переработчики, но и производители. Правда, последних, по утверждению представителя аграрного лобби, как правило, оказывается гораздо меньше. «Производителей, которые воспользуются нынешней ситуацией, будет в районе 5%, а торговые сети вносят 60--70% вклада в спекулятивный ажиотаж, который мы сейчас имеем на продовольственном рынке», -- считает г-н Лисовский. При этом он не отрицает, что для роста цен, например, на мясо сейчас есть и объективные причины. "Из-за жары наблюдался повышенный падеж скота. Поэтому закупочные цены у производителей на этот вид продуктов, конечно, вырастут», -- объяснил сенатор.
Проблема ускоренного повышения цен на продовольствие не ограничится только этим годом, она сохранится и в 2011-м как минимум до урожая следующего года, предупредил председатель комитета по тарифной и ценовой политике администрации Ленинградской области Павел Березовский.
Однако по некоторым товарам рост цен нельзя не заметить уже сейчас. По словам Виктора Ольхового, «основным источником продовольственной инфляции в столице за последний месяц стало сырье для выработки муки»: зерно подорожало с 5,5 до 8 руб. за килограмм. В результате цены на муку выросли на 45%, «что является поводом для дальнейшего роста цен на все связанные с мукой продуктовые товары».
В Татарстане же цена муки поднялась с 6 до 12--13 руб. за килограмм, что стало поводом для вмешательства в ситуацию местного управления ФАС. Там усмотрели сговор между тремя основными производителями муки в республике, возбудили антимонопольное дело. Производители, по словам начальника отдела антимонопольного контроля управления ФАС по Татарстану Оксаны Сафиной, объясняют рост цен резким увеличением стоимости зерна. Но в республиканском управлении ФАС уверены, что цена муки выросла несоразмерно больше. В результате было принято решение о фиксировании закупочной цены муки высшего сорта на уровне 10,6 руб. за килограмм, первого сорта -- 10,06 руб. Сейчас проводится предварительная проверка обращений граждан о резком росте цен на гречку.
Виктор Ольховой заверил, что в Москве прямого регулирования цен нет. Но тут же сообщил: «Сегодня я дал указание не закупать зерно, пока цена на него не стабилизируется». По его словам, запасы зерна в Москве составляют 150 тыс. тонн, чего городу должно хватить на 150 дней. Но и без указаний чиновников переработчики и производители максимально сократили свою закупочную активность. «Сегодня активного рынка зерна нет», -- констатирует г-н Ольховой. В этих условиях власти Москвы направили официальный запрос казахской стороне с просьбой поставить в столицу от 100 до 300 тыс. тонн зерна.
Основные надежды Виктор Ольховой возлагает на государственный зерновой интервенционный фонд. «Без выпуска зерна из него мы будем зависеть от регионов, которые предлагают нам дорогое зерно», -- предупредил столичный чиновник. Зерновых интервенций очень ждут (наверное, больше чем дождя) и в Татарстане, животноводство которого очень зависит от фуражного зерна.
Для борьбы с непредсказуемой конъюнктурой зернового рынка Виктор Ольховой предлагает «установить нижний и верхний предел цен на зерно». Это позволит, по его словам, «производителям планировать свою экономику как при неурожае, так и при слишком высоком урожае».
О необходимости вмешательства в процесс ценообразования государства на стороне сельхозпроизводителей говорил и первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Минсагир Нуртдинов: «Давно требуется закон о регулировании цен. Есть продукты, которые нельзя придержать, -- мясо, молоко. Поэтому производителям приходится отдавать продукцию по ценам, которые им предлагают закупщики. Хотя хотелось бы по другим, особенно летом», -- заявил г-н Нуртдинов.
Государство не должно устанавливать на продукты питания фиксированные цены в магазинах, полагает сенатор Сергей Лисовский. Соответствующую возможность в закон о торговле, по его словам, внесли в интересах сетевиков, которые полагали, что резкого взлета на 30% в течение 30 дней в реальной жизни быть просто не может и норма так и останется мертвой. Однако если государство все-таки попытается ею воспользоваться, то это, по мнению сенатора, «ничего не даст, кроме исчезновения соответствующих продуктов с полок магазинов». Либо ритейлеры потребуют от поставщиков пропорционально снизить закупочные цены. В то, что они откажутся от достигнутого уровня своей маржи, г-н Лисовский не верит. В итоге, по его убеждению, от такого административного вмешательства проиграют только отечественные производители продовольствия.
Об опасности прямого установления розничных цен государством говорил и председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Сергей Федоров. «Есть очень большое опасение, что государство вмешается в процесс регулирования цен своими старыми методами, а именно командно-административными и установит максимальную и минимальную цену на продукты питания. Рост цен на продукты идет по всему миру. Ожидать, что России удастся отгородиться от этого, нереально. Если цены в магазинах регулировать жесткими административными указаниями, это закончится стагнацией, дефицитом и новой великой октябрьской социалистической революцией», -- предупредил представитель бизнеса.
«Государство может сказать «фас!» нашим правоохранительным органам, которые придушат мелкий и средний бизнес, и мы получим дальнейшую монополизацию», -- опасается Сергей Федоров. Для борьбы с диктатом сетевиков он предлагает развивать малый и средний бизнес в торговле. «У нас 80% рынка контролируют торговые сети. Для того чтобы установить цену, которую они захотят, достаточно сделать пять-шесть звонков или провести короткое совещание в любой точке земли», -- объяснил г-н Федоров. По его мнению, о реальном состоянии нашей бизнес-среды многое говорит тот факт, что мелкий бизнес даже в сфере торговли в северной столице может развиваться только при существенном бюджетном финансировании. В качестве примера он привел городскую программу стоимостью 50 млн руб. для создания магазинов пешеходной доступности (в Москве аналогичная программа называется «магазины шаговой доступности»).
Он раскритиковал практикуемое Москвой, Татарстаном и другими регионами субсидирование конкретных производителей продовольствия.
Но Москва, по словам г-на Ольхового, поддерживает предприятия, которые развивают свою складскую базу и мощности по переработке, разрабатывает совместно с ними годовые производственные планы, устанавливает объемы завоза каждым предприятием в город продуктов питания, оговаривает примерные цены. «А чтобы предприятиям было интересно с нами работать, мы даем им бюджетные кредиты по ставке 0,3%, субсидируем завоз продукции», -- поделился опытом московский чиновник. В регионах имеется около 150 предприятий, которые работают на поставку продукции в Москву. «Почти 50% картофеля и овощей, 70% мяса выращено нашими московскими агрохолдингами», -- похвалился г-н Ольховой.
По мнению же г-на Федорова, такое субсидирование -- прямая коррупция. «Нашим чиновникам не надо ничего делать, дай им только возможность субсидировать какие-то конкретные компании», -- возмущался представитель бизнес-сообщества. Таким приближенным производителям выгодно сохранение дефицита на рынке для того, чтобы обосновывать необходимость выделения им денег из бюджетов всех уровней. При этом чиновники будут устанавливать на рынке те цены, которые захотят монополисты. По мнению г-на Федорова, выходом из ситуации могла бы стать зерновая биржа, где влияние государства на цены осуществлялось бы с помощью госзакупок и интервенций.
Сенатор Лисовский настаивает на том, что государство должно установить на основные продукты питания (или на сельскохозяйственное сырье для их производства) минимальные закупочные цены, по которым сельхозпроизводители будут продавать свою продукцию переработчикам или торговле. Кроме того, он предлагает фиксировать максимальный размер наценок, которые могут сделать переработчики, различные посредники и торговля при движении товара до прилавков магазинов. По его мнению, эта наценка в сумме для всей цепочки не должна превышать 25%.
Сенатор утверждает, что сейчас торговая надбавка колеблется в пределах от 30 до 300%. Закупочная цена на молоко у производителей составляет 10--13 руб., а в магазинах оно стоит в среднем по стране 30 руб., привел пример г-н Лисовский. «На рынке идет прямая спекуляция, -- возмущается г-н Лисовский. -- Надо перераспределить доходность в пользу производителей». Как это скажется на кошельке потребителей, из слов сенатора осталось неясно.
В итоге все участники дискуссии пришли к консенсусу, согласившись, что в ценовой коридор неплохо было бы загнать все ценники на продовольствие.
Со своей стороны сенатор Лисовский намерен внести в Госдуму поправки к закону о торговле, которые ограничат размер торговой наценки по ряду продуктов, введут формулу определения минимальной закупочной цены, более четко пропишут механизмы взаимоотношений поставщика и торговой сети. Последнее необходимо сделать с помощью утверждения в законе такого инструмента, как единый контракт поставщика и торговой сети. «Фактически этот единый контракт уже существует: все договоры ритейлеров с поставщиками написаны как под копирку, только создали его сети в своих интересах», -- поясняет г-н Лисовский. Также он надеется на принятие до конца года поправок к Кодексу об административных правонарушениях, которые определят, как наказывать сети за нарушение требований закона о торговле. Сейчас доказывать факт нарушения нужно через суд. Процедура очень долгая и неприемлемая для поставщика. «Сети, на которые он подаст в суд, просто исключат его из списка своих поставщиков», -- делится своим опытом создатель «Мосптицепрома». Он надеется, что нынешняя ситуация на продовольственном рынке поможет прохождению этих поправок через Федеральное Собрание.