Время новостей
     N°149, 20 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2010
Цена признания
Вынесен приговор похитителям сына вице-президента «Роснефти»
Гагаринский райсуд Москвы вчера огласил приговор по делу двух участников похищения сына вице-президента компании «Роснефть» Михаила Ставского, которое было совершено в центре Москвы в апреле прошлого года. Уроженец Ингушетии Магомед Горчханов и жительница Грозного Зарема Датаева были признаны полностью виновными и приговорены к 14 и шести годам колонии соответственно.

Отец похищенного остался доволен приговором, адвокаты обвиняемых сразу заявили, что будут его обжаловать. Причем у каждого из подсудимых мотивы для этого разные. Горчханов полагает, что приговор слишком суров, поскольку он полностью раскаялся в содеянном. Датаева же вину вообще отрицает.

По версии обвинения, к похищению Ставского-младшего имели отношение еще четыре человека. Но трое из них, включая предполагаемого вдохновителя преступления -- идеолога северокавказских сепаратистов Саида Бурятского, были уничтожены. А еще один при задержании был тяжело ранен и остается в больнице.

По версии следствия, участники похищения г-на Ставского входили в группировку уроженца Читы Виталия Чернобровкина, который еще в 90-е годы принял ислам и вступил в ряды боевиков, пройдя подготовку в лагерях Хаттаба. В 2002 году он был осужден на шесть лет за подготовку теракта. После освобождения Чернобровкин, как указано в приговоре, познакомился с 38-летним Горчхановым и 34-летней Датаевой, с которой он позже в вступил в брак по мусульманским обычаям. В 2008 году все трое, как полагает следствие, начали сотрудничать с Александром Тихомировым по прозвищу Саид Бурятский -- одним из самых влиятельных на тот момент идеологов боевиков. Он, как предполагается, и предложил Чернобровкину и Горчханову попробовать заработать денег для сепаратистов на похищении богатых людей в Москве. В результате в сентябре 2008 года они перебрались в столицу, и уже здесь к группировке присоединились еще двое сторонников боевиков -- бывший сотрудник ГУВД Москвы Андрей Карпов и уроженец Башкирии Александр Яшин.

Почему члены банды решили начать с похищения именно сына г-на Ставского, из приговора осталось неясно, но уже в ноябре 2008 года они начали готовиться к операции. По данным следствия, преступники устроили у РГУ нефти и газа им. Губкина, где учился молодой человек, своеобразный пост, отслеживая, когда и какими путями он возвращается домой. Первая неудачная попытка похищения произошла 24 февраля 2009 года прямо у здания университета на Ленинском проспекте. По данным следствия, на улице к Ставскому-младшему подошел Карпов и попытался затолкать его в машину, но тот сумел вырваться и убежать, оставив в руках преступников лишь свою куртку. Чтобы усыпить бдительность семьи Ставских, похитители прислали сыну нефтяника электронное сообщение на сайте «Вконтакте.ru», в котором пояснили, что ошиблись и Ставский-младший «случайно попал под замес», а на самом деле их целью якобы был его друг, которого они хотели проучить. Письмо успокоило вице-президента «Роснефти», и он решил не обеспечивать сына охраной.

13 апреля 2009 года похитителям все же повезло. Дождавшись, когда молодой человек выйдет из университета, двое из них почти на том же месте, где состоялась прежняя неудачная попытка, схватили его и затолкали в автомобиль BMW. Едва отъехав, злоумышленники попали в ДТП, с места которого тут же скрылись, но затем их автомобиль заглох. Тогда похитители пересадили жертву в «Жигули», на которых и привезли в подмосковное Алабино, где предварительно арендовали дом. Там молодого человека приковали наручниками к батарее, но при этом похитители обращались с ним достаточно мягко -- кормили дважды в день, не били, давали принять душ. Как следует из приговора, именно Датаева готовила похищенному еду и приглядывала за домом. Затем студента перевезли в подмосковную Апрелевку, где удерживали в каком-то полуподвале.

Требований о выкупе семье похищенного преступники выдвинуть так и не успели. Сыщикам удалось выйти на их след, и 17 июня 2009 года в съемной квартире на Ленинском проспекте была задержана Датаева, которая, однако, перед этим успела предупредить подельников об опасности. На следующий день все участники группировки разными путями отправились на Кавказ. А перед этим ночью Ставского-младшего отпустили посреди Киевского шоссе. При этом похитители напомнили студенту, что они хорошо с ним обращались и попросили передать отцу, чтобы тот поспособствовал освобождению Датаевой. Кроме того, юноше дали тысячу рублей, чтобы он смог поймать такси.

До суда дожили лишь трое участников группы. Чернобровкин, Карпов и Саид Бурятский были убиты в 2009 году в Ингушетии в ходе спецопераций федеральных сил. Горчханов был задержан 18 января 2010 года. Яшина нашли уже этой весной, но при задержании он оказал сопротивление и получил 12 огнестрельных ранений. Сейчас он находится на лечении, и дело в отношении него выделено в отдельное производство.

Процесс в Гагаринском суде проходил без участия Ставского-младшего. По словам его отца, он перенес сильное моральное потрясение и до сих пор находится в состоянии стресса. Сейчас молодой человек учится в Лондоне, и врачи не рекомендовали ему приезжать на суд. В ходе рассмотрения дела Горчханов во всем раскаялся, но настаивал, что он и его сообщники вовсе не собирались финансировать боевиков, а просто хотели заработать деньги лично для себя. «Я полностью признаю свою вину. За каждое преступление в этой жизни нужно нести наказание. Я прошу прощения у потерпевшего», -- заявил он в последнем слове. Горчханов пояснил, что осознал всю тяжесть совершенного им преступления после того, как 3 августа этого года у него родился сын. По словам подсудимого, его роль в похищении сводилась лишь к тому, чтобы следить за Ставским, в детали преступного плана он посвящен не был и не имел представления о размере выкупа и о своей доле.

Датаева же вины не признала, утверждая, что к похищению вообще не имела отношения и молодого человека никогда не видела. «Я держалась год и два месяца в СИЗО, надеясь на справедливость. Я стала невольной заложницей этой ситуации», -- заявила она в последнем слове.

Послушать приговор вчера лично пришел вице-президент «Роснефти». Суд признал Горчханова виновным в «покушении на похищение», а также в «похищение человека группой лиц по предварительному сговору с угрозой применения насилия, в отношении заведомо несовершеннолетнего, из корыстных побуждений». Зарема Датаева признана виновной в «похищении человека». Суд при этом частично удовлетворил гражданский иск потерпевшего, который просил взыскать с подсудимых 10 млн руб., но снизил эту сумму до 1 млн рублей.

Защита подсудимых сразу заявила, что обжалует приговор. «Следствие не смогло собрать доказательств, действительно подтверждающих вину моей подзащитной», -- заявила адвокат Датаевой Анна Бюрчиева. По ее словам, основной уликой против ее подзащитной стала детализация телефонных переговоров. Датаева и Чернобровкин обычно созванивались по нескольку раз в день, но периодически телефонные соединения между ними прекращались, на основании чего сыщики сделали вывод, что в эти моменты она находилась вместе с мужем, а значит, знала о похищении. «Такое тяжкое обвинение не может быть основано только на домыслах следствия», -- отметила адвокат.

В свою очередь адвокат Горчханова Михаил Карапетян сообщил, что считает приговор несправедливым, поскольку суд придал большое значение личности потерпевшего. По словам защитника, он еще не сталкивался с ситуацией, когда при наличии смягчающих обстоятельств, извинений и искреннего раскаяния обвиняемому давали бы такой большой срок. Сам вице-президент «Роснефти» после оглашения вердикта спешно покинул зал, сообщив лишь, что приговором он остался доволен.

Анатолий КАРАВАЕВ