|
|
N°149, 20 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Огнеборцы-добровольцы
Зачем простые немцы берут в руки брандспойт
В Германии защита от пожаров и процедура их тушения в случае необходимости -- дело общенародное. В этом можно убедиться повсюду. Например, в самой крошечной деревушке, затерянной в горах Баварии, -- экономически одной из самых благополучных федеральных земель. Или на востоке страны в Бранденбурге в излучине Одера, где земли на границе с Польшей до воссоединения страны считались восточногерманским «медвежьим углом».
Все 360 тыс. кв. км территории Германии, треть которой занимают леса, находятся под неусыпным оком не одних лишь огнеборцев-профессионалов. На самом видном месте в любом населенном пункте -- чаще всего неподалеку от кирхи, если она там есть -- непременно бросится в глаза здание с внушительных размеров вывеской Freiwillige Feuerwehr (Добровольная пожарная охрана). По всей стране насчитывается 34 тыс. добровольных и профессиональных пожарных охран и депо.
Это может быть крепкий старинный приличных размеров деревянный сарай либо современная типовая постройка. Но в любом случае именно здесь, а не в пивной, как полагают непосвященные, традиционно расположен один из наиболее притягательных центров общественной жизни. В пожарные-добровольцы немцы приходят в детском возрасте и остаются до тех пор, пока позволяют силы и здоровье. Активное участие в добровольной пожарной охране уже многие десятилетия считается в Германии делом мужской чести.
Дело это добровольное, но при отсутствии достаточного числа волонтеров местные власти будут обязаны привлечь людей в принудительном порядке. Ведь согласно немецкому законодательству непосредственная обязанность обеспечения противопожарной безопасности и борьбы с огнем возложена на коммуны -- органы самоуправления. Спасение от пожара, как определено в принципах германского федерализма, -- дело самих горящих. Однако редкая коммуна с ее хроническими бюджетными дырами и недоимками в состоянии в наши дни посадить себе на шею штат профессиональных пожарных.
Огненный урок
Единого централизованного пожарного ведомства в Германии нет и прежде не было. Исключением стали годы правления национал-социалистов, когда вся полнота ответственности за пожаротушение была сосредоточена в руках имперского МВД. В ГДР профессиональная пожарная охрана была подчинена Народной полиции. Правда, в «республике рабочих и крестьян» действовала и добровольная пожарная охрана. Но существовали они изолированно друг от друга. Исторически в Германии большинство задач по защите от пожаров и катастроф возложено на федеральные земли.
Серьезным уроком для всей системы пожаротушения стали лесные пожары, бушевавшие в федеральной земле Нижняя Саксония летом 1975 года. Им была присвоена степень «катастрофы», хотя сгоревшего жилья или погибших среди местных жителей не было. Огонь уничтожил 7418 г леса, был причинен значительный материальный ущерб. Позже на месте трагедии был установлен памятник пяти пожарным, погибшим при тушении огня.
На первых порах между отдельными районными пожарными службами, которые оказались неготовыми к бедствию такого масштаба, отсутствовало взаимодействие. После бедствия в Нижней Саксонии перемены затронули в первую очередь оснащение пожарных охран. Им раздали карты охраняемых районов, отвечающие армейским стандартам. Пожарные получили полноприводную автомобильную технику, появились машины с увеличенным объемом бака для воды на 2,4 тыс. л. Эти автомобили и поныне называют «нижнесаксонскими танкерами». На службу были поставлены новые командные и связные автомобили.
До 1975 года пожарные радиостанции не давали возможности организации взаимодействия подразделений, прибывших из разных регионов Германии. Из-за отсутствия необходимой связи сгорело несколько пожарных машин, так как своевременно не были приняты сигналы о помощи. После пожаров в Нижней Саксонии пожарным было предписано использовать исключительно многоканальную аппаратуру связи.
Борьба с природными и техногенными катаклизмами в Германии уже десятилетия опирается на отточенное взаимодействие негосударственных организаций. Это в буквальном смысле слова семь «нянек» -- Союз рабочих-самаритян, Германское общество спасения жизни, Германский Красный Крест, Общество Йоганнитов по помощи в несчастных случаях, Мальтийская служба помощи, Служба технической помощи и пожарные охраны. На государственном уровне с мая 2004 года при федеральном МВД существует Федеральное ведомство по защите населения и помощи при катастрофах.
Однако функции этой госструктуры ограничиваются выработкой политических, законодательных или нормативных рекомендаций по преодолению ситуаций, связанных с угрозой человеческой жизни. Это может быть организация гражданской обороны в случае военного конфликта, преодоление энергетического блэкаута или иной катастрофической ситуации. Лишь в исключительных ситуациях данное ведомство может взять на себя функции по координации усилий различных ведомств, организаций и союзов. Бессменным президентом данного ведомства является 52-летний Христоф Унгер -- профессиональный чиновник с многолетним стажем работы в структурах МВД. Он осуществляет кабинетную деятельность, при этом лично тушением открытого огня не занимается, в числе звезд телеэкрана не значится и к государственным наградам до сих пор не представлен.
Никто не хотел отставать
На многих зданиях немецких пожарных депо указано время их постройки, чаще всего это годы, относящиеся к концу или середине XIX века. С тех пор постройки заботливо передают в неизменно идеальном состоянии от одного поколения другому. Прежний комендант добровольной пожарной охраны в городе Ульм -- Конрад Дитрих Магирус (он позже основал фирму по выпуску пожарных и прочих специализированных автомашин, его изобретением считается раздвижная пожарная лестница) -- в 1877 году выпустил труд под названием «Тушение пожаров в отдельных частях». В нем он сообщал, что к тому времени уже нельзя было доподлинно установить, какой из немецких городов оборудовал у себя современное пожарное депо первым -- ведь никто в Германии не хотел отставать от соседа в деле спасения людей от огненной стихии.
Еще около 150 лет назад, задолго до появления в Германии профессиональных пожарных, были основаны первые пожарные охраны добровольцев. Именно благодаря им в стране возникла современная система предупреждения и тушения пожаров.
Результатом одной из таких многочисленных гражданских инициатив стало формирование в 1841 году в Мейсене под Дрезденом «Добровольного корпуса тушения и спасения». Его члены называют себя старейшим добровольным объединением по тушению пожаров в Германии. Возможно, так оно и есть. Ведь в этом саксонском городе еще с 1794 года действовал составленный с неповторимой немецкой основательностью «Порядок обращения с огнем», в 141 параграфе которого были изложены требования местных властей по предотвращению и тушению пожаров.
В 1846 году был создан «Корпус пожарных лестниц» в Дурлахе под Карлсруэ. Входившие в него добровольцы довольно скоро прославились тем, что уже спустя год им представилась реальная возможность отличиться на успешном тушении пожара в городском театре.
А в 1851 году в Берлине было положено начало первой профессиональной пожарной охраны в Германии, построенной, как и подобало в те времена в Пруссии, по военному образцу. Данную госорганизацию отдали в подчинение прусскому королевскому полицай-президиуму. Первым главным столичным пожарным чиновником стал Людвиг Карл Скабелль. Позже ему стали подведомственны все профессиональные пожарные охраны Германии -- он командовал 971-м пожарным, которые были обучены по самым строгим стандартам прусского порядка и экипированы уникальными по тогдашним временам системами подачи воды под высоким давлением.
Распоряжением шефа берлинской полиции одновременно с появлением на свет профессиональной пожарной охраны вступили в силу первые местные правила движения. Документ предусматривал право преимущественного проезда для пожарного транспорта. В параграфе 1 говорилось: «Пешеходы, наездники и повозки обязаны уступать дорогу повозкам местной пожарной охраны».
Неоплачиваемый досуг
«Пожарная охрана должна быть словно старая дева -- в постоянной готовности, но всегда без дела» -- шутят немецкие пожарные. О реальном смысле этой метафоры корреспонденту «Времени новостей» рассказал 55-летний директор противопожарной службы федеральной земли Берлин Вильфрид Грэфлинг. На эту должность он был назначен в 2006 году, со времен Людвига Карла Скабелля он стал шестнадцатым по счету шефом берлинской пожарной охраны.
«Сложившаяся система противопожарных структур -- это чисто немецкий феномен, -- рассказал г-н Грэфлинг, отметив, что нечто подобное существует в Австрии и Швейцарии. -- У нас в стране более миллиона добровольных пожарных». Люди относятся к своей миссии предельно серьезно. В Германии профессиональная пожарная охрана действует лишь в больших городах, где существует угроза пожаров, требующих дополнительных сил и средств. Профессиональные пожарные части существуют примерно в ста городах.
Раньше было правило: в каждом немецком городе с населением свыше 100 тыс. наряду с добровольной непременно должна быть профессиональная пожарная охрана. «Сегодня этот стандарт соблюдают не слишком строго, однако тенденция остается неизменной», -- говорит шеф берлинской пожарной охраны. В общей сложности в стране насчитывается свыше 2000 населенных пунктов.
В Берлине и ряде других городов часть пожарных охран сформирована по смешанному принципу. «Мы располагаем добровольными пожарными охранами, частично укомплектованными также и профессиональными силами, -- сообщил собеседник «ВН». -- Такая добровольная пожарная охрана осуществляет защиту от пожаров и оказание технической помощи. На долю профессионалов приходится Служба спасения, а также особые случаи борьбы с огнем и технической помощи. Эти три формы действуют не сами по себе, а в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопомощи».
Кто становится добровольным пожарным? «Это совершенно обычные люди, -- рассказывает г-н Грэфлинг. -- Среди них вы найдете пекаря, инженера, мастера-ремесленника, студента, школьника -- кого угодно!» Источником заработка эта деятельность не является, труд добровольцев оплате не подлежит. Существует лишь официально утвержденное «возмещение затрат» в размере 2 евро и 56 центов в час за то время, когда член добровольной пожарной охраны проходит обучение, теоретическую или практическую переподготовку и, разумеется, участвует в тушении пожаров. Данная сумма в силу своей незначительности не может считаться заработной платой, у пожарных-профессионалов она многократно выше. «В общей сложности на добровольных пожарных из бюджета Берлина в год расходуется в среднем 800 тыс. евро, -- заметил собеседник «ВН». -- Реальный размер затрат меняется в зависимости от характера решаемых задач и их масштабов. Например, к обеспечению противопожарной безопасности во время чемпионата мира по футболу в 2006 году мы привлекли добровольные силы пожарных. В таких случаях бюджетные затраты повышаются».
И все же зачем врачу или столяру проводить свободное время в пожарном депо или изнывать на скучных занятиях по правильному обращению с брандспойтом? Не лучше ли пойти в театр, на тот же футбол или просто в пивную на углу? К чему весь этот дополнительный и неоплачиваемый стресс?
Добровольная пожарная охрана, подчеркивает Вильфрид Грэфлинг, повсюду в Германии является прочной составляющей общественной структуры. Ведь человек живет в обществе с другими людьми, объединенными в бесчисленное множество всевозможных добровольных союзов, объединений, кружков и т.п. «Почти во всех небольших населенных пунктах Германии, -- рассказывает собеседник «ВН», -- есть объединения стрелков-любителей, любителей хорового пения, спортивные секции. Точно так же люди по своему желанию традиционно приходят в добровольную пожарную охрану. Такая форма проведения досуга в последнее время становится все более популярной также среди девушек и женщин».
Игры в пожарном деле
Вильфрид Грэфлинг начал свое восхождение на нынешний служебный олимп с работы пожарным-добровольцем в земле Северный Рейн -- Вестфалия. Поначалу молодых людей влекут в добровольные огнеборцы романтика приключений и стремление быть причастным к духу мужского товарищества, общению в кругу сильных мужчин. «В свое время идея быть полезным людям, оказавшимся в беде, не была для меня решающей, -- рассказал собеседник «ВН». -- Приятели сагитировали меня пойти в добровольную пожарную охрану».
В Берлине с 3,5-миллионным населением и поистине бесконечными возможностями для проведения досуга свыше 800 добровольцев в возрасте от 8 до 18 лет активно участвуют в деятельности детско-юношеских пожарных охран. «Дети и подростки стремятся на собственном опыте ощутить свою причастность к романтике труда пожарных, -- подчеркивает Вильфрид Грэфлинг. -- На первых порах это отчасти игра и новизна впечатлений. При этом с самого начала проводится серьезное и планомерное обучение тонкостям пожарного дела. Мы принципиально не допускаем никакого формализма или насилия. Чаще всего к нам приходят по рекомендации друзей, в результате регулярно проводимых у нас дней открытых дверей, участия пожарных-добровольцев в массовых празднествах».
Никаких разнарядок по школам для записи в юные пожарные в Германии нет, участие осуществляется исключительно на добровольной и сознательной основе. Такая форма объединения считается альтернативой, скажем, спортивным секциям. Ведь и здесь есть возможность для совместных игр, проведения каникул в специализированных молодежных лагерях, участия в зрелищных соревнованиях. Детям с помощью «игры в пожарных» в сочетании со спортивными занятиями, участием в кружках по интересам преподают общие знания, проводят с ними тренинги по поведению в обществе. Большая часть занятий с детьми и подростками проходит прямо в пожарных депо. Где есть добровольная пожарная охрана, там должен подрастать и юношеский резерв. Над молодежью шефствуют взрослые пожарные-добровольцы.
Кто хочет стать обер-брандмейстером?
Карьерные стимулы и иерархическая лестница существуют и у добровольных пожарных. Основой для роста является фундаментальная подготовка, прохождение которой позволяет выполнять те или иные задачи. На вопрос о том, сколько времени длится профобучение добровольного пожарного, г-н Грэфлинг ответил: «Столько, сколько человек является членом этой структуры».
Занятия с добровольцами проводят на постоянной основе, для восхождения на следующую ступень иерархии необходимо прохождение специальных курсов и семинаров. В добровольной пожарной охране можно пройти путь от рядового пожарного до обер-пожарного, брандмейстера, обер-брандмейстера и т.п. Существуют единые требования, определяющие содержание и характер подготовки. В федеральном «Служебном предписании о пожарной службе» все возможности добровольной карьеры подробнейшим образом расписаны.
В Берлине было решено установить требования еще более строгие по сравнению с федеральными. В метрополии на Шпрее в профессиональной пожарной охране заняты в общей сложности 4 тыс. работников, 3,5 тыс. из которых являются активно действующими пожарными. В добровольные структуры входят 1,5 тыс. человек. Все они должны обладать исключительно высоким профессиональным уровнем.
Когда наряд пожарных выезжает на выполнение реального задания, прохожие на улицах не в состоянии определить, кто мчится мимо них навстречу огненной стихии -- профессионалы или добровольцы. Обе категории огнеборцев работают на пожарах чаще всего совместно. И этот порядок четко расписан в инструкциях.
«Мы строго следим, насколько ответственно та или иная добровольная пожарная часть исполняет свои обязанности, -- разъясняет главный пожарный чиновник Берлина. -- Пожарные охраны мы подразделяем на две категории. Категория А -- это добровольные пожарные -- преобладает в окраинных районах города, где профессиональная охрана представлена не так основательно. Если там что-то случается, то по тревоге параллельно поднимаются добровольная пожарная охрана и категория Б -- профессионалы». На место пожара выезжают и те и другие.
Техническое оснащение и экипировка добровольцев ничуть не уступают уровню тех, для кого пожаротушение является повседневным источником хлеба насущного. Сегодня в Берлине 60 пожарных депо, из них 40 -- профессиональные.
Кому непосредственно подчиняется директор пожарной охраны федеральной земли Берлин? «Моим прямым начальником является глава управления городского сената по вопросам внутренних дел и спорта, -- отвечает г-н Грэфлинг. -- Центрального органа, руководящего деятельностью пожарных охран в Германии, не существует. Оказание технического содействия является делом местных органов власти. У каждой федеральной земли свои законы, касающиеся пожарной охраны и Службы спасения. Они, конечно, очень похожи друг на друга, ведь для того, чтобы нам успешно взаимодействовать, нужны общие правила. В случае особых обстоятельств определенные задачи берут на себя центральные органы. Главным образом, это связано с организацией гражданской обороны. Во всем этом проявляются особенности традиционного немецкого федерализма».
Добровольная пожарная охрана тюрингской деревни Роттмар, где живет несколько сотен человек, во время июльской жары и засухи нынешнего года распространила среди односельчан памятку «Меры и запреты, которые должно соблюдать население». Вот некоторые выдержки из этого документа.
Вне зависимости от объявленной степени угрозы лесного пожара согласно тюрингскому закону о лесе действуют нижеследующие запреты:
-- Запрет на курение в лесу и на лесных просеках
-- Запрет на проезд. Проезд по лесу может осуществляться лишь при выполнении лесотехнических задач
-- Запрещено блокировать подъезд к лесу остановленными транспортными средствами
-- Запрещено в самом лесу и на расстоянии до 100 метров от него:
1. разводить и поддерживать открытый огонь;
2. сжигать растительные остатки;
3. выбрасывать горящие или тлеющие предметы.
Во время 4-й, высшей степени угрозы лесного пожара местные органы лесного хозяйства могут запретить вход в лес для всех. Это означает, что любой вход в лес помимо частных дорог принципиально запрещен. Относительно введения этой меры или распространения ее на определенные участки леса вы узнаете из местных СМИ. Этот специальный запрет служит не только защите леса, но и вашей защите. Вы должны подумать о том, что вызванный вами пожар может угрожать и вашей жизни.
Юрий ШПАКОВ, Берлин