|
|
N°148, 19 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Природа предупреждает
Глобальное потепление угрожает России не меньше, чем другим странам
Миллионы россиян пострадали от небывалой жары и смога, тысячи потеряли в пожарах свои дома. Впрочем, как бы это цинично ни звучало, если смотреть глобально, российская «великая засуха» меркнет по последствиям в сравнении с теми катаклизмами, которые происходят сейчас в других странах.
Например, в Пакистане. И без того нестабильная страна терпит самое страшное за всю свою историю наводнение. По данным властей, от водной стихии погибло уже как минимум 1600 человек. Сотни тысяч остались без крова. Около 14 млн пакистанцев так или иначе пострадали от разрушений.
Например, в Китае, который переживает крупнейшее за последние десять лет наводнение. За этот год погибло более 2100 человек, более 1,4 млн домов разрушено.
Почему природа словно сходит с ума? Природные катаклизмы существовали всегда -- это факт. Факт и то, что они происходят все чаще и во все более экстремальном варианте. На территории России число опасных гидрометеорологических явлений увеличилось, по данным «Росгидромета», с начала 1990-х годов почти в три раза. В таком развитии событий подавляющее большинство ученых во всем мире винят глобальное потепление, вызванное, по их мнению, в основном антропогенным фактором. «Росгидромет» осторожно формулирует это так: «C высокой степенью вероятности можно утверждать, что начиная с середины XX века наблюдаемое увеличение концентраций антропогенных парниковых газов обусловило большую часть глобального потепления».
Россия, обладатель одной из самых энергонеэффективных экономик в мире, несет за изменение климата больше ответственности, чем значительная часть других стран. По количеству выбросов парниковых газов в атмосферу в результате сжигания топлива у России «почетное» четвертое место в мире -- после Китая, США и Индии. При этом, по мнению экспертов, она является одной из тех сил, которые наиболее активно тормозят международный переговорный процесс по сокращению этих самых выбросов. Так, по результатам выполнения Киотского протокола у России в запасе оказалось довольно много «неиспользованных» квот на выбросы, полученных ввиду падения промышленного производства в 1990-е годы. Получается, что сейчас, когда российское руководство предлагает сокращение эмиссий в диапазоне от 15 до 25% (к 2020 году по сравнению с 1990-м годом), речь идет на самом деле о росте выбросов, даже более быстром, чем за период с 1999 по 2007 год, поскольку реальное снижение на настоящий момент по сравнению с уровнем 1990 года уже достигло примерно 34%. Кроме того, Россия продолжает настаивать на переносе квот с текущего киотского периода на следующий -- т.н. посткиотский. Очевидно, что подобная политика подает довольно плохой пример в глобальном переговорном процессе.
Можно взглянуть на это и таким образом: жара и пожары, которые мы сейчас наблюдаем, а также их страшные экономические последствия позволяют осознать, какова же подлинная стоимость до сих пор крайне дешевого использования ископаемых источников энергии. И при этом не стоит забывать, что глобальное потепление только начинается. Отдельное природное явление сложно фактически связать с изменением климата. Но без глобального потепления таких природных катаклизмов было бы гораздо меньше. И жара в европейской части России, и наводнения в Азии точно совпадают с прогнозами климатологов. Такой экстремальной жары Россия не знала с начала метеонаблюдений. Такого теплого периода, как с января по июнь 2010 года, с начала метеонаблюдений не знал весь мир.
Ущерб от пожаров, возможно, станет новым шоком для страны, до сих пор не преодолевшей экономический кризис. Погибли люди. Предприятия временно прекратили выпуск продукции. На огромных территориях уничтожены ценные лесные массивы. Целые деревни требуют полного восстановления. Высокие цены на зерно еще много месяцев тяжким грузом будут лежать на плечах потребителей. Между тем у России много других проблем, требующих решения, в то время как власти неделями заняты преимущественно засухой, пожарами и смогом.
К сожалению, все эти издержки -- лишь начало. Комиссия под руководством известного экономиста Николаса Стерна уже в 2006 году предупреждала в докладе для правительства Великобритании, что если не остановить изменение климата, то оно может привести к мировому экономическому кризису, способному снизить глобальное потребление на 20%. Как показывает горький опыт, очень вероятно, что мировой кризис такого масштаба затронет в полной мере и Россию.
Ученые сходятся во мнении, что самое позднее к 2017 году рост глобальных парниковых выбросов должен быть остановлен. К 2050 году промышленно развитые страны, включая Россию, должны сократить свои выбросы примерно на 90% по отношению к уровню 1990-го. В этом случае глобальное потепление возможно будет остановить, пока его воздействие не стало катастрофичным.
Россия должна (из соображений общей справедливости и собственной безопасности) и может (при этом легче, чем многие другие страны) подключиться к решению этой проблемы. Низкий со времен Советского Союза уровень энергоэффективности является для России одновременно и огромным, и выгодным ресурсом для быстрого снижения выбросов. На это приходится рассчитывать не такому уж большому количеству стран.
Тем временем в мире развернулось целое соревнование за наилучшие результаты в гонке к безуглеродной экономике. Такие страны, как Китай, Германия и Дания, опережают практически всех по энергоэффективным технологиям и уже сейчас мощной и быстроразвивающейся индустрии альтернативной энергетики. Экономики, которые смогут быстрее других добиться нулевого выброса парниковых газов, будут иметь преимущество первых.
Россия только просыпается. Но она не раз демонстрировала, что может семимильными шагами преодолевать различного рода отставания. Более того, у России есть неплохие шансы занять в этом процессе лидирующие позиции. На международных переговорах по вопросу изменения климата сейчас отсутствует какая-либо ведущая сила. Евросоюз занят в основном собственным экономическим кризисом. США еще не осознали, какие последствия влечет за собой изменение климата и какие шансы дает борьба с ним. Эту нишу вполне может занять Россия. Но для этого ей необходимо поменять свою позицию на международных климатических переговорах -- перестать быть тормозом и стать локомотивом.
«Если говорить откровенно, то, что сейчас происходит с климатом на планете, должно побуждать всех нас (имею в виду руководителей государств, руководителей общественных организаций) к тому, чтобы предпринимать более энергичные усилия, направленные на противодействие глобальному изменению климата», -- заявил в конце июля президент России Дмитрий Медведев. Оценили ли власти всю силу «предупредительного выстрела» природы? До следующей важной международной конференции по изменению климата в мексиканском Канкуне остается менее четырех месяцев.
Ольдаг КАСПАР, эксперт по климатической политике неправительственной организации Germanwatch, Вилена ВАЛЕЕВА, журналист