Московские власти продолжают критиковать своих областных коллег и федеральных чиновников, возлагая на них вину за удушение столицы смогом от лесных и торфяных пожаров. Выступая вчера на пресс-конференции, глава департамента природопользования и окружающей среды Москвы Леонид Бочин заявил, что в задымлении столицы виноваты чиновники, ответственные за исполнение поручений правительства от 2003 года. Напомним, тогда после серии очередных торфяных пожаров в Подмосковье было принято решение разработать меры для того, чтобы аналогичные стихийные бедствия не повторились.
Г-н Бочин также напомнил, что после принятия нового Лесного кодекса некоторые зеленые насаждения, отнесенные к лесозащитному поясу Москвы, были отданы в ведение Московской области. «Ситуация с «легкими» столицы остается напряженной, -- констатировал г-н Бочин. -- Мы не можем вести профилактические работы в тех лесах, которые отошли в 2007 году (время вступления в силу Лесного кодекса. --
Ред.) Московской области». Таким образом, глава столичного департамента природопользования продолжил критику в адрес областного руководства, начатую его непосредственным начальником -- мэром Москвы Юрием Лужковым. Напомним, что на прошлой неделе градоначальник обвинил Подмосковье в саботаже профилактической работы по предупреждению пожаров
(см. «Время новостей» от 13 августа).
По словам г-на Бочина, Москва сегодня не может быть уверена в сохранении своего зеленого пояса и, как следствие, в своей экологической безопасности. «В 60-х годах эти леса были отданы Москве на сохранение. Мы не раз просили правительство вернуть эти территории, но внятного ответа на наши просьбы так и не поступило», -- сообщил чиновник. За последние годы лесозащитный пояс вокруг столицы уменьшился. По словам г-на Бочина, «зеленые легкие» Москвы сократились за счет коттеджной застройки. В целом же, констатировал главный эколог столицы, подмосковными лесами, которые относятся к ведению «Рослесхоза» и Мослесхоза, никто толком не занимался.
Г-н Бочин дал понять, что ответственность за повторение чрезвычайной ситуации в подмосковных лесах с последующим задымлением столицы ляжет полностью на областные власти, которым Москва помогает как может. Как сообщил главный эколог столицы, московские власти выделили на тушение пожаров в Подмосковье 250 единиц техники и 360 пожарных.
Московские чиновники уже не ограничиваются критикой только областных коллег -- из выступления г-н Бочина следовало, что в катастрофическом разрастании пожаров и задымлении столицы виноваты и федеральные власти. «В 2002 году в Москве уже было сильное задымление, и тогда мы обратились в правительство с требованием принять меры по недопущению подобной ситуации. В 2003 году правительство подготовило план первоочередных работ по тушению пожаров, но мы сейчас видим, что ничего сделано так и не было. За то, что эти бумажки легли под сукно, должен кто-то отвечать», -- заявил г-н Бочин.
В столичном экологическом ведомстве подчеркивают: в отличие от Мособласти в Москве сделано все возможное для предотвращения пожаров. За всю «великую сушь» в столице сгорело всего два дерева, с удовлетворением констатировал Леонид Бочин. Вместе с тем, по словам главного столичного эколога, треть московских газонов во время засухи вообще не поливали. Управляющие компании, виновные в выгорании зелени, будут штрафовать, пообещал чиновник.
Что же касается главной российской беды этого лета -- пожаров, то, по словам руководителя столичного экологического ведомства, есть идея, каким образом можно будет эффективно отслеживать очаги возгорания. «Когда-то в городе стояли вышки, на которых дежурили пожарные. Необходимо эти вышки восстановить, только вместо пожарных разместить там видеокамеры», -- предложил г-н Бочин. В Москве пожарные каланчи имеют более чем почтенную историю -- они начали активно строиться после указа Александра I от 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». Зачастую на каланчу вешали колокол, который до сей поры остается актуальным средством оповещения о пожаре.