Неоднозначную оценку экспертного сообщества получила инициатива
президента Чечни Рамзана Кадырова, который предложил республиканскому парламенту переименовать его должность. По идее г-на Кадырова, президент в стране должен быть только один -- глава Российской Федерации, а руководителям национальных республик следовало бы подыскать себе более скромные титулы. Например, просто «глава республики» -- как руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Отечественные политологи, которых корреспондент «Времени новостей» попросил оценить этот замысел, разошлись во мнениях.
По мнению вице-президента Центра политтехнологий Сергея Михеева, «такая инициатива может укладываться в общую канву по устранению асимметрии в устройстве Российской Федерации». «С 90-х годов у нас сложилась асимметричная модель, когда одни субъекты реально и номинально обладают большими правами, чем другие, и в первую очередь это касается национальных республик, -- убежден аналитик. -- Дальше вполне логично может последовать инициатива по ликвидации самого наименования «республика»: это квазигосударство, государство в государстве, имеющее собственную конституцию. Приведение всех регионов к единому знаменателю было бы логично».
Однако, оговаривается эксперт, весь вопрос в том, как теперь будут называть себя руководители северокавказских республик, действительно ли они ограничатся простым «глава региона». «Если они готовы называться губернаторами, то это одно, а если появятся имамы, шейхи и падишахи, то это только ухудшит ситуацию, приведет к появлению еще более экзотических и сепаратистских институтов внутри страны», -- считает г-н Михеев.
Напротив, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов не видит в ныне существующих наименованиях должностей и регионов никаких признаков сепаратизма. Такая оценка кажется ему «ложным пониманием единого правового пространства и федерализма». «Для регионов названия законодательных органов и должностей руководителей сегодня не столько борьба за фронду и суверенность, сколько просто отражение представления о том, что они имеют право называть себя так, как им комфортно», -- считает он.
Г-н Виноградов полагает, что в истории с переименованием президентов в глав республик риски могут оказаться более ощутимыми, чем кажущиеся плюсы. «Как можно глубже влезая в технические аспекты управления деятельностью территорий, федеральная власть провоцирует раздражение, никаких бонусов особенно от этого не получая», -- развивает свою мысль г-н Виноградов. И это в то самое время, когда в отношениях между центром и регионами много действительно серьезных нерешенных проблем, в частности вопросы бюджетной обеспеченности, местного самоуправления, снижения коррупции. Наконец, аналитик напоминает, что борьба с «сепаратизмом» может завести неожиданно далеко: «В Белоруссии довели этот путь до абсурда, запретив даже руководителей банков и акционерных обществ называть президентами».
А вот независимый политолог Дмитрий Орешкин вообще не усматривает в происходящем ничего, кроме "административного зуда". «Власть теряет популярность, рейтинги ползут вниз -- надо что-то делать, -- рассуждает он в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Реально ничего сделать не удается, ну хотя бы виртуально сделаем вид, что у нас власть крепкая и могучая, на всю страну только один президент. Это из той же серии, что переименование милиции в полицию. Власть заточена на виртуально-символические действия. А на самом деле назови хоть горшком, только в печку не ставь».
Г-н Орешкин уверен, что для рядовых граждан и избирателей важно, чтобы руководитель региона эффективно справлялся со своими функциями, «а будет ли он называться президентом, наместником или прокуратором -- неважно». Правда, аналитик обращает внимание на то, что если главу Чечни назвать имамом, то это будет претензия не только на административное, но и на духовное управление территорией. Однако именно на такое наименование ни Рамзан Кадыров, ни другие главы республик Северного Кавказа пока не претендовали.
Кстати, о названиях: не будем забывать, что в Советском Союзе неброский титул генерального секретаря ЦК КПСС не мешал занимающему этот пост лицу сосредоточивать в своих руках все рычаги власти.